Павлова Маргарита
Здоровьесберегающие технологии. Оздоровительная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная гимнастика
Подготовила
Павлова М. Л., музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №11»
Подборка упражнений.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Оздоровительная гимнастика» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровье - сберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
Оздоровительная гимнастика.
Доброе утро!
Доброе утро! /поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /разводят руки в стороны
И сегодня весь день /хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы подгладим лобик /движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми / постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»
Разотрем ладошки /движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!
Здравствуй!
Здравствуй солнце золотое, (поднять скрещенные руки вверх)
Здравствуй небо голубое, (поднять ладошки вверх)
Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)
Здравствуй маленький дубок,
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!»
Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа).
Использую в музыкально- ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
Падает снежок, поднимают руки вверх и
Белый холодок, медленно опускают их,
И летят снежинки на дорожку. делая мягкие взмахи кистями-
Милый мой дружок, вытягивают вперед то одну
Маленький дружок, руку, то другую.
Подставляй скорее ты ладошки.
Вращают кистями рук.
Пусть летает снег,
Пусть летает снег, вращают кистями рук.
В воздухе кружится и порхает,
А как на ладошки поворачивают ладошки
Наши упадет, то вверх, то вниз.
Сразу тот снежок растает. прижимают ладони друг к другу на последнем слове.
Баиньки
Ой, люли-люшенки, кладут руку на руку
Баиньки-баюшеньки. и покачивают ими.
Сладко спи по ночам
Да расти по часам. Поднимают руки вверх.
КАПИТАН
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох). Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Слон
Дин-дон, дин – дон, /переваливаются с ноги на ногу на месте
В переулке ходит слон.
Старый, серый слон. / кружатся, переваливаясь с ноги на ногу
Дин – дон!
Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в
/ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение
А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней / (четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение
А ещё бывают в небе чудеса –
гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает /одновременно (восьмые).
Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают
Иду по лужам. / ладонями по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп — / Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап — /Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами
Мне зонтик нужен. /одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп — /Скрещивают руки на груди и
Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.
Буль – буль - буль /Выполняют ритмичную пружинку
Упала шапка.
Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.
Кругом вода.
Да-да-да, / Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!
Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз).
Дождь
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.
Кошка
Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами
/правой руки по левой руке.
С такими усами /показывают «длинные усы»
С такими глазами /показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /зовут правой рукой
Песочный домик
Вот песочница большая /разводят руки в стороны
С крышею в горошек /руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
В лесу
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту).
Листопад
Осень, осень! Листопад! /ритмичные хлопки
Лес осенний конопат /щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат /трут ладошкой о ладошку
И летят, летят, летят! /качают руками.
Зайчата.
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем
Глазки открывает, с ножками играем.
Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.
С боку на бок повернемся
И уже совсем проснемся!
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа
Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, покружиться
А веселые зверята! похлопать в ладоши
Упражнения для дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Подуем
На ладошку кладется снежинка (перышко, из бумаги бабочка, птичка, божья коровка) и т. д.
Надо подуть, чтобы предмет полетел.
Остудим чай
Бумажные чашечки с «паром»
Дуть на пар.
Сильный ветер – слабый ветер
Дуть на цветок (листок, травку). Сильно и слабо.
Бабочки
бумажные бабочки на верёвочке.
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на бабочку.
Паровоз
Чух – чух, паровоз, он вагончики повез! Ту-ту-у-у-у! Чш-ш-ш-ш-ш….
Дудочка
Чья дудочка дольше продудит?
Глубокий вдох носом и медленный выдох на слоге.
Дети имитируют игру на дудочке на слоге «ду».
С горы
Короткий вдох носом и быстрый выдох на слоге.
У-у-у-ух! Ой, захватывает дух!
Вертушки
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.
Погреемся
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреемся немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом.
Машина
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
Цветок
(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И. П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
Собачка
(закаливание зева)
И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:
Жаба Квака
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
Динозаврик
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".
И. С. Бах. "Шутка".
И. Брамс. "Вальс".
А. Вивальди "Времена года"
Й. Гайдн. "Серенада"
Д. Кабалевский "Клоуны"
Д. Кабалевский "Петя и волк"
В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"
В. А. Моцарт "Турецкое рондо"
И. Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
"Антошка" В. Шаинский
"Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин
"Будьте добры" А. Санин
"Веселые путешественники" М. Старокадомский
"Все мы делим пополам" В. Шаинский
"Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин
"Если добрый ты" Б. Савельев
"Лучики надежды и добра" Е. Войтенко
"Настоящий друг" Б. Савельев
"Песенка о волшебниках" Г. Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л. Боккерини "Менуэт"
Э. Григ "Утро"
А. Дворжак "Славянский танец"
Лютневая музыка XVII века
Ф. Лист "Утешения"
Ф. Мендельсон "Песня без слов"
В. Моцарт "Сонаты"
М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
К. Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
Т. Альбиони "Адажио"
И. С. Бах "Ария из сюиты №3"
Л. Бетховен "Лунная соната"
К. Глюк "Мелодия"
Э. Григ "Песня Сольвейг"
К. Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
Н. Римский-Корсаков "Море"
Г. Свиридов "Романс"
К. Сен-Санс "Лебедь"
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
Дождь
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика").
Пчёлы водят хоровод (О. Арсеневская)
«Пчёлы водят хоровод» Дети топают на месте.
Брум, брум. Хлопки «тарелочками».
В барабан ударил кот Имитируют игру на барабане.
Трум, трум. Стучат кулачком о кулачок.
Стали мыши танцевать - Выставляют ногу на пятку.
Тир-ля, ля
Так, что начала дрожать
Вся земля. Хлопают в ладоши.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых, речевых игр стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память.
Ритмопластика
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно любая программа, основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела. На музыкальных занятиях ребёнок занимается ритмикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. Очень важна на занятиях по ритмопластике – музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она была удобной для двигательных упражнений.
Сено
Пальцами, словно граблями, дети ведут от затылка, висков, лба, к середине головы.
Сено мы душистое
Граблями сгребем.
Стог огромный,
Стог пушистый
Соберем, соберем.
Упражнения для массажа тела
Капуста
Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине ребрами ладоней.)
Мы морковку трём, трём(. Гладят спину пальцами вверх-вниз)
Мы капусту солим, солим. (Бегают» пальчиками по спине.)
Мы капусту жмём, жмём. (Жмут).
Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину.)
Две Наталочки
Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.
Две бойкие Наталочки
Не играют в «салочки».
Две смелые Наталочки
Играют – Ах! – в «щипалочки».
Щиплют ушки,
Щиплют щечки,
Щиплют ручки,
Локоточки.
Щиплют шейку,
Щиплют ножки,
А потом живот немножко.
Не ругайте вы Наташ –
Они делают … массаж!
Упражнение «Резиновая игрушка» (А. Барто) (на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она сказала:
-Ш-ш-ш-ш!
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Потом сказала:
-С-с-с-с!
Затем сказала:
-Х-х-х-х!
Потом устало:
-Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно:
-К-к-к-к!
И так обычно:
-Т-т-т-т!
Потом легонько:
-П-п-п-п!
И очень твердо:
-Б-б-б-б!
Жужжала тихо:
-Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась:
-З-з-з-з!
Погреемся
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом.
Вопрос-ответ
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).
Кричу в лесу:
-А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.
А мне в ответ: к звуку (у) вверху.
-А-а-а-у-у-у!
Опять кричу:
-А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:
-А-а-а-у-у-у!
Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а»,»А-э», «Э-ы».
Гласные
Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.
Мартышки
Мы теперь не ребятишки,
А веселые мартышки!
Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.
Упражнение основного комплекса дыхательной гимнастики по Стрельниковой
Цель игры: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова и движения.
Ход игры: на полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча – 4 гриба. Вокруг каждого обруча стоит по 5 детей. Дети идут по кругу и произносят слова:
Мы идем, идем, идем, идут по кругу;
Мы грибы сейчас найдем
Под листочком, под травинкой,
На пенечке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай выпрямляют руки вперед;
И быстрей его хватай. хлопают в ладоши.
По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга.
Упражнение на координацию слова и движения, ритмической структуры слова «Трактора».
Тара-тара-та-ра-ра - двигаются дробным, топающим
Из колхозного двора шагом;
Выезжают трактора. поворачиваются в круг на дробном шаге;
Будем землю пахать, продолжают, выделяя ударные;
Будем рожь засевать, слова и слоги более сильным
Будем хлеб молоть, притопом.
Малых детушек кормить.
Пальчиковая гимнастика
Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу»
(по методу В. Емельянова)
В осеннем лесу дует ветер.
Листья дрожат на ветру.
Листья опадают.
(«Ф-ф-ф…» - продолжительный выдох.)
(«Ш-ш-ш…» - продолжительный выдох.)
(«П-п-п…» - короткий, активный выдох.)
Зрительная гимнастика
Солнышко и тучка
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Легких – две тучки,
Тяжелых – три тучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе во всю засияло.
Смотрят глазами вправо и влево;
Показывают указательный и средний пальцы правой руки;
Показывают три пальца на левой руке;
Ладошками закрывают глаза;
Моргают глазами.
Добрый день
«Добрый день, добрый день,
Нам здороваться не лень.
Этими словами
Здороваемся с вами!»
Применение речевых игр.
Использую с самого раннего возраста. Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.
Применение физкультминутки.
Физкультминутку провожу, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.