ирина
Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.
Здоровье является условием гармоничного развития личности, её, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья дошкольников.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения — сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.
Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач.
Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно-оздоровительное. Именно это направление и реализуется мной на занятиях плаванием, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
По статистике систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5% детей.
Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях плаванием в детском саду.
Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия по плаванию.
Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности.
Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.
Стретчинг – специальные упражнения на растягивание мышц и повышения подвижности в суставах. Такие упражнения повышают уровень гибкости, необходимы в подготовке пловцов. Обязательно включаю их в подготовительную часть занятия.
Релаксация
Общеизвестно, вода смывает все негативные эмоции. Данная технология используется в заключительной части каждого занятия, например, принять горизонтальное положение на спине на воде – общеизвестная «звездочка». «Придумай позу для отдыха», «Кто дольше полежит», «Буксировка», «Морские фигуры». Навык релаксации включен почти во все мониторинги и имеет особое значение при обучении прикладному плаванию.
Пальчиковая гимнастика
В подготовке детей к овладению навыками плавания большое значение имеет развитие двигательных способностей кистей, поэтому с детьми регулярно проводится пальчиковая гимнастика. По большей части пальчиковая гимнастика в воде – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. При использовании пальчиковой гимнастики сочетают такие движения как сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а так же используют изолированные движения отдельных пальцев.
Гимнастика для глаз.
Цель – активизация кровообращения в области глаз и мозга, укрепляет окологлазные мышцы для профилактики нарушения зрения дошкольников.
В бассейне используется как конкретизация упражнения: «Когда плывем на спине, смотрим в потолок». При выполнении «звездочки на животе», «стрелочки на груди» смотрим на дно и т. д.
Гимнастика дыхательная
Для успешного обучения плаванию необходимо научиться правильно дышать. В повседневной жизни человек осуществляет дыхание носом, но при плавании вдох и выдох осуществляется как носом, так и ртом. Такое же дыхание используется иногда в лечебных методиках.
Самый простой элемент — выдохи на воду и в воду многократно повторяются на каждом занятии. Существует множество упражнений и игр тренирующих правильный выдох: «остуди чай», «надуй шар / лопнул шар», «кораблик», «пузырьки с соломенкой» и «пузыри»;
Упражнения и игры на задержке дыхания. «Поплавок», «медуза», «звездочка», «насос», «стрелочка», «водолазы» и т. д.
Для выполнения дыхательной гимнастики в воде может использоваться нестандартное оборудование – самодельные кораблики или шарики для настольного тенниса, а так же калабашки, доски.
Почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность.
Корригирующая гимнастика
Плавание и упражнения в воде – это лучшее средство профилактики нарушения осанки и плоскостопия. В подготовительную часть занятия включаю специальные упражнения для укрепления мышечного корсета и мышц стопы.
Ортопедическая гимнастика
Специальные упражнения в воде, плавание на спине и брассом корректируют имеющиеся нарушения осанки во фронтальной и сагитальной плоскостях. Движения ног в голеностопных суставах при плавании кролем укрепляют мышцы стопы, что особенно важно при имеющемся плоскостопии и вальгусной установке стоп. Плавание способствует нормализации мышечного тонуса, что очень важно при неврологической патологии.
Массаж и самомассаж
Массаж разных частей тела в бассейне осуществляется как на занятии под руководством инструктора, так и в непосредственной деятельности.
Массаж стоп осуществляется при хождении по резиновым нескользящим шипованным коврикам. Цель – воздействие на биологически активные центры, находящиеся на стопах.
Массаж всего тела осуществляется при плавании, вода оказывает своеобразный массирующий и расслабляющий эффект на тело ребенка.
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук, ушных раковинах и лице способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма. Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».
Технологии музыкального воздействия
Музсопровождение ритмических моментов
Музоформление фона занятий
Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой. В заключительной части занятия используется спокойная, релаксирующая музыка (звуки природы).
Закаливание на занятиях плаванием
Вода в бассейне +30-31, а температура воздуха +27-28 градусов, в раздевалке +23-24 градуса. Постоянная разница температур и создает эффект закаливания, повышает устойчивость к воздействию низких температур
делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям
в результате изменения состава крови повышаются защитные свойства иммунной системы, увеличивает сопротивляемость детского организма к инфекциям.
Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.