Оксана Боровлева
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Боровлёва Оксана Витальевна
Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам школьных и воспитателям дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования его личности.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса в МБДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно выросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. Появившееся понятие здоровьесберегающие технологии предполагает сплочение всех усилий школьных и дошкольных учреждений, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболеваний.
Физический аспект характеризуется уровнем физического развития, отношением к своему здоровью, как к ценности.
Нравственный аспект базируется на знаниях норм морали, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности.
Социальный аспект определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в социуме.
Психический аспект включает в себя личностные категории и характеризуется уровнем развития психических процессов со степенью регуляции эмоционально-волевой сферы.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем, и эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем недостижимым решением проблемы в воспитании социально-адаптированной личности ребенка без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение здоровьесберегающих технологий в условия образования.
Здоровьесберегающие технологии в образовании по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, принципы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование о представлении здоровья как ценности, и мотивацию на ведение здорового образа жизни.
На сегодняшний день можно выделить три подгруппы здоровьесберегающих образовательных технологий :
- Организационно-педагогические технологии (ОПТ, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, частично регламентированную в СанПинах способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии (ППТ, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, включают программы по обучению здоровому образу жизни к ним относятся: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры – занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать все необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, а также обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Здоровьесберегающее направление в нашем МБДОУ №268 г. Донецка реализуется в результате комплексной образовательной программы, в которую включены блоки подпрограммы, формирующие нравственное здоровье и привычки здорового образа жизни. Образовательная программа направлена на развитие в ребенке имеющихся способностей и новообразований, присущих каждой возрастной категории. Работа воспитателей, и всех узких специалистов (музыкальные руководители; педагог изобразительной деятельности и др.) способствует созданию единого оздоровительно-воспитательного пространства.
Условиями для реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих мероприятий с детьми дошкольного возраста служат:
- гибкий режим дня, в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических условий в течение дня (проветривание, кварцевания группы, влажная уборка, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима);
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей; облегчённая одежда в группе;
- правильная организация прогулки и её длительность;
- организация рациональной двигательной активности;
- лечебно-профилактическая работа;
- использование оздоровительного потенциала социума
Задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детей средств физического воспитания, улучшение двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая технология
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала МБДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.)
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в группе.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинским работникам детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в МБДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.
Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами гигиенических и закаливающих процедур.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик (дыхательная, корригирующая, для глаз, артикуляционная, пальчиковая, физкультминуток, динамических пауз, подвижных, спортивных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Основной задачей данной технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем МБДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии валеологического просвещения родителей
Это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников МБДОУ, обретение ими валеологической компететности.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Информационно-просветительская деятельность выражается:
-создаются информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в МБДОУ;
- приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях МБДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья).
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
• родительские собрания (Воспитаем вместе, здорового малыша, режим дня в жизни ребенка)
• консультации (Профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика)
• конкурсы (Конкурс рисунков на тему «Здоровый образ жизни»)
• спортивные праздники («Мама, папа и я - спортивная 7я!», «Детские олимпийские игры», «Фестивали здоровья»)
• папки-передвижки («Как бороться с ОРЗ, ОРВИ», «Комплекс дыхательных упражнений, повышающих устойчивость организма к болезням и стрессам»)
• беседы («Что нужно, для того, чтобы быть здоровым», «Разговор о правильном питании»)
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых уходят корнями в детство.
Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. И поэтому актуально значимым, и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Список использованных источников:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2010.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
3. Безруких М. М., Сонькина В. Д. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М., 2012.
4. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /Методист. – 2007.
5. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
6. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/ Дону: Феникс, 2007.
7. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : Учебное пособие/Под общ. ред. Н. В. Сократова. — М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 320