ирина ковалева
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в младшей группе
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения
и развития.
Задачи здоровьесбережения :
-сохранить здоровье детей;
-создать условия для их своевременного и полноценного психического
развития;
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
-обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в
первую очередь технология воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление
осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами,
нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «
взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья,
позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний,
позволяющий им делать это правильно.
Первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в
детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические
упражнения. С данной целью в группе создана предметно – развивающая
среда, которая обеспечивает не только разные виды активности
дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие
ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к
самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки,
-мячи разных размеров
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия)
-кегли для сбивания мячиком,
В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие
мероприятия:
-утреннюю гимнастику;
-пальчиковая гимнастика
-гимнастика для глаз
-прогулки с включением подвижных игр;
-оздоровительную гимнастику после дневного сна;
-ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
-закаливание;
-физкультминутки во время НОД
-эмоциональные разрядки, релаксации;
-оздоровительные досуги или развлечения.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая
включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где
движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения,
подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском
коллективе.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение,
быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует
снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры
с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «У медведя во бору» игры с
прыж ками: «По ровненькой дорожке», «Удочка»; игры с метанием: «Попади
в цель», «Сбей кеглю», «Зайцы и волк» и очень много других игр. После
прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие
упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на
медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения,
лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую
массажные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым
стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих
её в правильном положении, одновременно происходит массаж нижней
части стопы.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе
мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для
поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится
кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями,
спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание
помещений в отсутствие детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил
личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами,
полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после
любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку
именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство
болезнетворных микроорганизмов.
Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и пополняю
имеющийся в группе методический материал, где собраны пальчиковые
гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и
подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Здоровье сберегающие образовательные технологии используюемые в
работе с родителями
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на
оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении
проходят «Недели здоровья» ,«Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и
спортивно – познавательные программы, театрализованные представления.
В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического
развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные
структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже
самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать
полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.
Широко используется информация в родительских уголках, в папкахпередвижках ( консультации на разные темы: «Развитие ребёнка и его
здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья»,
«Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений»,
«Зимние игры с ребенком» и т. д., которые позволяют привлечь родителей к
совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего
пребывания в дошкольном учреждении.
Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа
позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению
детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность воспитательно- образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни