Юлия Кудряшова
Здоровьесберегающие технологии. Бодрящая гимнастика
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Как показывает практика, разнообразие видов оздоровительных занятий дает положительные результаты в оздоровлении и формировании поведенческих навыков здорового образа жизни дошкольников. Одним из таких видов является проведение бодрящей гимнастики после дневного сна.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Бодрящая гимнастика» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Гимнастика после сна в старшей группе — это комплекс упражнений, помогающий детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей
Задачи:
Оздоровительные : • укреплять опорно-двигательный аппарат; • совершенствовать и развивать координацию движений; • укрепить иммунитет;
Обучающие: • учить детей дышать через нос; • упражнять в плавном свободном выдохе; •формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
Воспитательные: • воспитывать привычку здорового образа жизни
Комплекс бодрящей гимнастики – это упражнения, составленные из разных движений, направленных на работу различных мышечных групп, на формирование и укрепление осанки. В комплексы могут входить элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз.
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на 2 недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 8 -10 минут.
За выполнением упражнений воспитатель должен пристально следить и объяснять воспитанникам, что они должны выполняться плавно, без резких движений. В противном случае не исключены растяжения мышц и появление головокружения. Очень важно комплексы упражнений проводить правильно. Конспект занятий рекомендуется составлять с учетом тех, которые предшествовали до этого.
В своей группе с детьми я использую индивидуальный подход. Выполняют бодрящую гимнастику только те дети, у которых нет противопоказаний.
Мою группу посещает ребенок с ОВЗ, он тоже выполняет комплексы бодрящей гимнастики, но в облегченном варианте. В свои комплексы я включаю щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.
Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, и т. д.
Затем дети на паласе выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре).
После чего дети выполняют несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, я в своей практике использую кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки.
После дети приступают к выполнению гимнастики для глаз, после всего выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой т. п.)
В 2019-2020 учебному году я приняла детей среднего дошкольного возраста. В своей работе по здоровьесберегающим технологиям использую с ними и комплексы бодрящей гимнастики.
Эти комплексы дали свои результаты. В новом 2020-2021 уч. году я продолжила использовать комплексы гимнастики после сна. Не смотря на то, что дети в этом году не посещали более трех месяцев доу, в связи со сложной эпидимиологической ситуацией по короновирусной инфекции, мне удалось снизить процент заболеваемости детей.
В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.
Диагностика показала, что наметилось снижение количества часто болеющих детей. Показатели индекса здоровья выросли с 25% до 40%, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Критерием эффективности использования здоровьесберегающих технологий в работе служит улучшение состояния здоровья детей моей группы.
Итак, целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости и увеличение посещаемости детей в группе, о чём свидетельствуют приведённые в таблице №1 результаты.