Анна Таушканова
Консультация для педагогов из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы).
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Публикация «Консультация для педагогов из опыта работы „Здоровьесберегающие технологии“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В работе руководствуюсь принципами работы :
• «не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка
• Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
• систематичности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели)
• целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели)
• оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)
Работа реализуется через следующие разделы:
• укрепление материально-технической базы.
• работа с детьми.
• работа с родителями.
В группе создан центр «Мы растем здоровыми», где имеются мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, скакалки, гимнастические палки. С помощью родителей приобрели и сделали массажные коврики для профилактики плоскостопия, дорожки здоровья. В центре дети занимаются как самостоятельно, так и с помощью педагога.
В группе есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, артикуляционная гимнастика.
Работа с детьми.
Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом, старшим воспитателем.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми :
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья :
• Подвижные и спортивные игры - проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - игры малой, со средней степенью подвижности.
• Пальчиковая гимнастика - проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз (метод Э. С. Аветисова) - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика (Методика А. Н. Стрельниковой) - обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или НОД по физическому воспитанию.
• Гимнастика Маленьких волшебников (методика Т. В. Нестерюк) Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
• Артикуляционная гимнастика — профилактика и коррекция речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию.
• Физкультминутки - на каждой образовательной деятельности.
2. технологии обучения здоровому образу жизни :
• Утренняя гимнастика - проводится ежедневно 6-8 мин.
• Физкультурные занятия - проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
• Самомассаж (А. Усманская) - проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
3. закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе).
Работа с родителями.
В своей работе по здоровьесбережению, использую разнообразные формы работы :
• педагогические беседы на родительских собраниях;
• мастер-классы;
• консультации;
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.
Я не останавливаюсь на достигнутом, вижу перспективы развития себя и детей. Уверена, что мои труды не пропадут даром, и все мои воспитанники вырастут достойными, целеустремленными, здоровыми и счастливыми людьми.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.
2. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М. ,2002.
3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.
4. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.