Папки-передвижки

Обобщение опыта «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Татьяна Павельева
Обобщение опыта «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Cухомлинский В. А.

Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, которое выступает основой жизнедеятельности человека. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье». Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Всё, что упущено в детстве трудно наверстать, поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья. Одним из перспективных средств работы с детьми в настоящее время становится использование здоровьесберегающих технологий, которые мы успешно используем в своей практике.

Публикация «Обобщение опыта „Здоровьесберегающие технологии в детском саду“» размещена в разделах

Здоровьесберегающая технология

-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.

-гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)

-детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

- физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ уделяем особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Цель

создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и педагогов, воспитание здоровой личности.

Виды здоровьесберегающих технологий.

Медико- профилактические технологии

-организация и контроль питания детей;

-контроль температурного режима;

-профилактические осмотры;

-подбор мебели в соответствии с возрастом;

-контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

-разработка рекомендаций по оптимизации здоровья детей.

Эти технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развития умения оберегать и сохранять его. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни лежат представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому знакомлю детей с внешним и внутренним строением организма, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением, функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма. Использую ИКТ, что позволяет заинтересовать детей, увеличить объём материала. Применяю различные виды НОД по физкультуре, но считаю, что лучше можно реализовать задачи, используя систему физкультурных тематических занятий сюжетно-игрового характера. Такая форма проведения вызывает у детей интерес, творчество, позволяет закрепить знания в различных областях, будь то сказки, растения, животные, космос. Такие занятия - залог полноценного физического, нервно-психического развития ребёнка. Связанные между собой компоненты: движения, игра и сюжет – представляют новую интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребёнка. При этом чётко выдерживаю структуру занятия и нагрузку. При проведении традиционных видов занятий использую элементы мнемотехники. Учить работать по карточкам я начинаю со средней группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках по гимнастической скамейке. .Они способствуют развитию мышления и повышению двигательной активности.

Важнейшую роль отвожу музыкальным занятиям. Недаром немецкий композитор и педагог Карл Орф говорил, что «разговаривать с детьми надо музыкой». Научными исследованиями доказано: любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением. Музыкально- ритмическая часть направлена на выполнение упражнений, способствующих освоению определённых танцевально – игровых элементов, тренирующих в чёткой ритмичной передаче основных движений (ходьба, бег, помогающих ориентироваться в выполнении различных построений. Проводятся игры, пляски, хороводы. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия.

Цель технологии – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в детском саду. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). В своей практике использую АРТ - терапию. (АРТ - искусство, ТЕРАПИЯ -лечение). Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. На занятиях использую интегрированную Арт-терапию. ОНА включает в себя- художественную терапию (рисунок и живопись); музыкальную терапию (использование музыки); игровую терапию (игры); танцевальную терапию; сказкотерапию (сказки); песочную терапию.

Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Все отрицательные эмоции «съёживают» фигуру человека, только положительные чувства её развёртывают.

Упражнения на релаксацию Комплекс использую для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство во время занятия, можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия. Упражнение «Штанга», «Кулачки», «Хоботок».

Валеологическое просвещение родителей.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у детей и родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработала систему мероприятий, к которым относятся: родительские собрания,

-консультации, оформление папок передвижек, спортивные праздники, праздники здоровья, приглашение родителей на занятия, проведение различных конкурсов, совместное творчество. Провожу анкетирование родителей с целью выявления степени знаний о работе воспитателей по ЗДТ. Даю домашние задания на закрепление упражнений. Стало традицией проведение мастер-классов для просвещения родителей. Были проведены мастер-классы по темам: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребёнка», «Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет», «Массаж массажными мячами» и др.

Физкультурно-оздоровительные технологии :

ФЗТ направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. Бодрящая гимнастика - это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики. Зрительная гимнастика –офтальмотренаж.

Она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата Это упражнения- проследить за предметом (яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, упражнение «Послушные глазки»

Закаливание. Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Мы, в условиях нашего дошкольного учреждения, применяем те закаливающие методики, которые подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания.

Закаливание воздухом:

оздоровительные прогулки ежедневно; кратковременные воздушные ванны перед сном; сон с доступом свежего воздуха;хождение босиком.

Закаливание водой:

умывание и другие гигиенические процедуры; полоскание горла, рта после каждого приема пищи; хождение босиком.

Закаливание солнцем:

световоздушные ванны;солнечные ванны;отдых в тени.

Дыхательные упражнения.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Повышают жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивают дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфои кровообращение в легких. Детям нравятся упражнения: «Свеча», «Шарик», «Ветерок».

Артикуляционная гимнастика

Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшаетспастичность (напряжённость) артикуляционных органов. («Чашечка», «Маляр», «Часики»)

Утренняя гимнастика способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Проводятся следующие виды утренней гимнастики: традиционная, речевая, традиционная с предметами, игровая, тематическая. Тематика гимнастика усложняется с возрастом. В младших группах в основном сюжет построен на устно народном творчестве. В средней группе по темам: «Птицы», Звери» и др. В старших группах «Космос», «Безопасность».

Игровой стретчинг.

Выполняя упражнения стретчинга у детей постепенно исчезают комплексы, связанные с каким-то физическим несовершенством тела, с неумением управлять им. Кроме того дети приобретают багаж двигательных навыков, позволяющих им чувствовать себя красивыми, сильными, уверенными в своих возможностях и с более развитым чувством внутренней свободы. Проводим упражнения «Кошка», «Змея», «Тянемся к солнцу» идр.

Массаж повышает тонус мышц, улучшает кровообращение, развивает память.

Пальчиковая гимнастика

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Подбор пальчиковой гимнастики тематический в стихотворной форме-«Цветок», «Стирка», «Профессии» и др.

Физкультминутки

Задачи физкультминутки – это: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи Комплексы физкультминуток тематически разнообразны. Проводятся в игровой форме в середине занятия.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика (сопряженная гимнастика)- это содружественное взаимодействие руки и языка. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка губ. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. («Улыбка» «Часики», «Качели»).

Массаж биологически активных точек. Среди различных методов восстановления здоровья детей после длительных и тяжелых заболеваний, а также оздоровления ребят, одним из наиболее перспективных и, самое главное, простых, общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек.

Подвижные игры Подвижные игры, также как и спортивные, использую для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. Проводятся на прогулке, в групповой комнате – с малой и со средней степенью подвижности. Игры с текстом способствуют развитию памяти, умению действовать в соответствии с текстом, а значит и развитию мышления.

Кинезеологические упражнения.

Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос-хлопок", а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Ходьба по дорожкам здоровья, фиточаи, аромотерапия способствуют укреплению организма, развитию сопротивляемости к различным заболеваниям.

Самостоятельная двигательная деятельность. Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельную двигательную деятельность детей организую в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). В течение дня вношу различные физкультурные пособия и по-разному группирую их. Нами созданы музыкальные уголки, театральный уголок, уголок красоты, уголок здоровья, спортивное оборудование в нём как традиционное, так и сделанное своими руками из бросового материала. В уголке «Почемучка» в доступном для детей месте находится альбом «Виды спорта», разрезные картинки по теме, маски. В течение дня организую прогулки. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы и организации самостоятельной двигательной деятельности, а также для закрепления подвижных игр и упражнений.

Спортивно - досуговая деятельность. Провожу дни здоровья, спортивные праздники, досуги. Стало традицией появления на этих мероприятиях Неболейкина и Айболита. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями. Досуги обеспечивают решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач. Планирую проведение оздоровительных каникул.

Внутренний ландшафт. В группах имеются зелёные уголки. Немаловажную роль в оздоровлении детей играет подбор комнатных растений. Так например, имеющийся в группе хлорофитум очищает воздух. Герань-полезна детям с заболеваниями дыхательных путей, положительно влияет при неврозах. Бегония снижает общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.

Часто используем минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на падающие снежинки;

- расслабим спину, руки, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

Для оптимизации образовательно-воспитательного процесса мною подобран методический и дидактический материал по теме. Имеются картотеки прогулок, утренней гимнастики, артикуляционной, дыхательной гимнастики, кинезеологические упражнения, игровой стретчинг. Разработаны конспекты НОД, развлечения, проект «Каникулы Здоровья».

Вывод:

Использование мною комплексной работы в системе с применением здоровьесберегающих технологий способствовало положительной динамике в укреплении здоровья детей, повышения работоспособности, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем на современном этапе и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Актуальность. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены.

Игровые технологии по ФГОС в детском саду Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.

Из опыта работы. Пасха в детском садуИз опыта работы. Пасха в детском саду Пасха для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, знакомство с православными традициями нашего народа. В течении пасхальной недели.

Мастер-класс по работе с родителями «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки» Добрый день, уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском садуОбобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Соколова Елена Сергеевна. Я очень люблю работать над проектами.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС 1 слайд Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО 2 слайд "Забота о здоровье детей.

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре. Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ. В нашем детском саду №11, деятельность по сохранению здоровья мы осуществляем.

Сообщение «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Селяхина Л. Н. Титова О. В., воспитатели МБДОУ №24 «Березка».

Здоровьеформирующие технологии Фитнес — Йога в детском саду Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Опубликовано: 9 октября 2017 в 14:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павельева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД