Анна Беленко
Здоровьесберегающие образовательные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.
Все приемы в здоровьесбережении можно разбить на несколько видов:
1) двигательный (физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др.);
2) зрительно-слуховой (аудио и видеоматериалы, картинки, презентации и др.);
Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии» размещена в разделах
3) психологический (создание комфортной обстановки и положительной эмоциональной настроенности на уроке, индивидуальный подход и др.).
Наиболее адекватными приемами сбережения физического и психологического здоровья студентов на занятиях являются:
1. обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки, создание положительного эмоционального настроя,
2. достаточно частая смена видов деятельности, разнообразные организационные формы работы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая,
3. выполнение творческих заданий и проектов,
4. прослушивание аудиозаписей, в т. ч. песен, просмотр видеофрагментов,
5. предметное содержание занятий и др.
Во избежание усталости обучающихся рекомендуется часто менять виды деятельности и режимы работы: чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно, самостоятельная работа. При организации различных видов взаимодействия необходимо учитывать уровень экстравертированности / интровентированности обучающихся. .
Творческие задания активизируют познавательные мотивы обучения, способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно релаксации студентов. В процессе выполнения подобных заданий нередко требуется двигательная активность, будь то передвижение по аудитории с целью коммуникации с членами другой подгруппы, опрос/анкетирование присутствующих, сортировка предметов по типовому признаку, инсценировка или драматизация и т. д.
Другими эффективными приемами здоровьесбережения считаются прослушивание и изучение песен и просмотр видеофрагментов, что позволяет снять умственное напряжение и усталость, гарантирует хорошее настроение и непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.
Таким образом, в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения использование здоровьесберегающих технологий играет важную роль в жизни каждого обучающегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках реализуется посредством ряда практических приемов, которые способствуют формированию благоприятной атмосферы в группе и обеспечивают эмоциональный отдых обучающимся.