ольга любченко
Здоровьесберегающая среда младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
обществе современном предъявляются новые, всё более высокие требования к В человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Публикация «Здоровьесберегающая среда младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающая педагогическая среда, по мнению В. Д. Сонькина, — это:
- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
В сообщении речь пойдет об использовании педагогических возможностей образовательных учреждений в решении проблемы, так как при создании необходимых педагогических условий для полноценного физического развития ребенка можно значительно повысить уровень функциональных возможностей организма, изменить показатели физического развития и тем самым смягчить отрицательные факторы среды. Эти цели могут быть достигнуты с помощью решения следующих задач:
- укрепление здоровья детей;
- физическое развитие дошкольников;
- формирование потребностей в двигательной активности;
- профилактика простудных заболеваний, нарушений опорно -двигательного аппарата;
- приобретение навыков правильного дыхания, элементарного массажа;
- формирование основ здорового образа жизни;
- просвещение родителей по оздоровлению дошкольников.
Для решения поставленных задач созданы определенные условия.
- проведение закаливающих процедур в режиме дня;
- занятия по физической культуре, с использованием нестандартного физкультурного оборудования;
- физкультурные занятия с применением нетрадиционных методик;
- использование логоритмических упражнений ;
- проведение утренней гимнастики;
-проведение во время НОД) физкультминуток, игровых перемен; динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
- проведение бодрящей гимнастики после сна;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая, дыхательная;
- проведение для родителей - родительских собраний, всеобуча.
Релаксацию проводят воспитатели, инструктор физического воспитания в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т. д.);
Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.
Дополнительно используются методы закаливания:
- умывание холодной водой после дневного сна.
Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.
Дополнительно используются методы закаливания:
- умывание холодной водой после дневного сна.
Работа с родителями включает в себя консультации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях,а так же совместные мероприятия.
Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций;
Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы вДОУ позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.