Ирина Оганова
Здоровьесберегающая деятельность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Здоровый образ жизни в настоящее время не занимает ведущее место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОО является создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровье сберегающей среде ДОУ.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.
В последнее время возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Среди них значительная часть детей имеет низкий уровень речевого развития. Приоритетным направлением работы всех специалистов нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей с обязательной коррекцией недостатков речевого развития. Для достижения максимального эффекта оздоравливающий и коррекционный процесс пронизывает все виды деятельности ребенка и сопровождает его в течение всех режимных моментов.
Система методов по оздоровлению предусматривает работу по нескольким направлениям: коррекционно-педагогическое, логопедическое, физкультурно-оздоровительное, психолого-педагогическое, музыкальное, медицинское.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одной из сторон данного процесса является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий педагоги нашего учреждения в своей работе применяют :
Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, лечебная физкультура, подвижные и спортивные игры, массаж, самомассаж, сухой бассейн.
Пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В каждой группе имеются картотеки стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используюят пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях воспитанники выполняют упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т. д.
Для укрепления зрения: зрительные паузы, коррекционные физминутки, массаж глаз. Зрительная гимнастика даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуются на продуктивных занятиях, при рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводятся несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение. По мере необходимости используются минутки покоя.
Дидактические игры («Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно») учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.
Для родителей в «Уголке здоровья» оформлены рекомендации, советы, папки-передвижки.
Достаточное внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений необходимо соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать каждый день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне проводятся физкультминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.
Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде.
Список использовано литературы:
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.