Марина Викторовна Суркова
Здоровьесберегащая деятельность в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности.
Публикация «Здоровьесберегащая деятельность в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.
В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:
- формирование здорового образа жизни, целенаправленная работа по физическому воспитанию. Работа по укреплению физического и психического здоровья осуществляется комплексно: инструктор по физической культуре совместно с воспитателем и старшей медицинской сестрой решают вопросы физического воспитания детей, педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья детей. Для создания целостной системы здоровье сбережения детей в дошкольном образовательном учреждении очень важным является организация двигательной, развивающей среды. В нашем детском саду оборудованы физкультурный и тренажёрный залы. В каждой группе имеются физкультурные уголки, где мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщено разнообразным оборудованием и материалами.
– использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
– конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
– обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
– специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Благодаря использованию здоровьесберегающей деятельности в нашем саду у детей происходит:
- Улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- Улучшение общего эмоционального состояния;
- Повышается работоспособность, уверенность в себе;
- Стимулируются двигательные функции;
- Снижается утомляемость;
- Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- Стимулируется речевая функция
В осуществлении «здоровьесберегающей деятельности» задействованы практически все сотрудники детского сада.
Эффективность применения вышеперечисленных форм зависит как от профессионализма медицинского и педагогического персонала, так и от ряда условий: логичности, системности, целесообразности, адресности здоровьесберегающей деятельности.
Список литературы:
1. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2007. – №1. – С. 48 – 593.
2. Климова Т. В. Инновационные подходы к организации опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении Новосибирск : Изд. НГПУ, 2007. –С. 30-37.
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка? – М. : Просвещение, 1993.
4. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство: Ч. 1, 2. – М. : Генезис, 2004.