Наталья Бабикова
Проектная деятельность. Организация и осуществление физического воспитания в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 14 "Ёлочка" комбинированного вида" г. Сясьстрой
«Организация и осуществление физического
воспитания в дошкольном учреждении»
Проектная деятельность «Организация и осуществление физического
воспитания в дошкольном учреждении»
Актуальность:
Публикация «Проектная деятельность, Организация и осуществление физического воспитания в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Однако в настоящее время существует дефицит внимания родителей к детскому спорту и физкультурной деятельности в целом. Кроме этого, наблюдается низкий уровень заинтересованности взрослых к занятиям физической культурой в детском саду. По нашему мнению, одной из проблем данной ситуации является недостаток информации по вопросам детского оздоровления и физкультурной деятельности ДОУ в частности. Считаем, что наш проект поможет родителям ближе познакомиться с системой физкультурно - оздоровительной работы, проводимой в детских садах.
Тип проекта : долгосрочный, детско-взрослый, информационно-тематический.
Автор: Бабикова Н. В.
Участники проекта : дети, педагоги, родители, специалисты ДОУ.
Проблема:
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
В наш стремительный век новейших технологий, увлечения детьми компьютерными играми, малоподвижного образа жизни проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Наблюдается тенденция к ухудшению здоровья дошкольников. Поэтому формирование у детей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья – первостепенная задача педагогов и родителей.
Цель:
Цель проекта – систематизация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации с привлечением всех участников образовательного процесса в контексте сохранения и укрепления здоровья воспитанников, снижения заболеваемости, приобщения детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
• охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта.
• использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
• совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения занятий по физической культуре.
• ознакомление родителей с организацией физического воспитания, привлечение и информирование родителей о различных формах работы в ДОУ.
Формы физкультурной работы в ДОУ:
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей. В дошкольных образовательных учреждениях нашего города используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей :
- Утренняя гимнастика - является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. В нашем детском саду, утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах: зимой - в помещении при постоянном доступе свежего воздуха, а летом - на участке детского сада. Дети с интересом выполняют упражнения игрового характера, которые могут быть объединены единым сюжетом, с использованием комплекса ритмической гимнастики, с музыкальным сопровождением.
- Физкультурные занятия - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия мною подбираются определённые физические упражнения, соответствующие возрасту и уровню подготовленности детей, последовательность их выполнения. При составлении плана-конспекта, необходимо также продумать методику проведения, подготовку оборудования, его размещения в зале или на спортивной площадке в теплый период года. Кроме этого учитываю санитарно-гигиенические условия, температурный режим, одежду детей. Физкультурные занятия проводится три раза в неделю (два раза в зале, один раз на свежем воздухе, в форме прогулки повышенной двигательной активности). Летом все занятия проводятся на спортивной площадке детского сада.
С детьми дошкольного возраста проводятся различные типы физкультурных занятий:
• Классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
• Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
• Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.).
• Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Кроме этого, учитывая возрастные особенности наших воспитанников, мною проводятся такие типы занятий как
• Игровые занятия ( с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.).
• Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).
• Занятия серии "Изучаем свое тело" (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
• Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
- Физкультурные минутки - проводятся на общеобразовательных занятиях малоподвижного характера. Могут быть представлены подвижными играми, которые решают одну из программных задач занятий. Часто с использованием стихотворного материала. Показателем проведения физкультминутки является двигательное беспокойство детей, снижение их внимания.
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке - данная форма работы имеет различные варианты: проводится со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь также решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Но, в отличие от физкультурных занятий, подвижные игры и упражнения проводятся в более непринужденной форме. Здесь больше учитываются интересы и желания детей, шире отражается разнообразие игр и форма их проведения.
- Физкультурные праздники, досуги, Дни здоровья, простейший туризм.
В системе физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники. Интересное содержание, юмор, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности воспитанников. Также, значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
Традиционно в программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты, а также занимательные викторины и загадки.
На физкультурные праздники часто приглашаются родители, сестры, братья, чему дети всегда очень рады.
Практика показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогического коллектива «Ёлочки» к организации и проведению различных спортивных праздников и досугов.
У нас в саду в течение учебного года проводятся различные спортивные мероприятия: совместный с родителями праздник «Юные туристы» в сосновом бору, «Веселые старты» между группами в спортивном зале, «Малые летние и зимние Олимпийские игры» среди воспитанников городских детских садов. Наша детская спортивная команда "Олимпийцы" ежегодно участвует в районной спартакиаде дошкольников в г. Волхов, и в этом году мы впервые стали медалистами, заняв почётное третье место среди ДОУ г. Волхова и района. В феврале 2014г. в саду шла активная реализация общесадового проекта "Наша Олимпиада". Педагоги знакомили детей с историей олимпийских игр, с зимними видами спорта и спортивными атрибутами. В группах были оформлены родительские уголки, стенды и выставки детских работ по спортивной тематике. 12 февраля на спортивной площадке в "Ёлочке" прошла Малая зимняя Олимпиада среди образовательных организаций города. Юные спортсмены показали всю свою силу, ловкость и меткость в таких видах спорта, как кёрлинг, хоккей, лыжный и санный спорт. Почётным гостем и судьёй соревнований стала ветеран лыжного спорта Фирсова Надежда Викторовна, которая наградила грамотами и медалями всех участников соревнований!
Примером здорового образа жизни являются для воспитанников сами педагоги "Ёлочки". В марте наша команда участвовала в городских соревнованиях среди женских команд образовательных учреждений Сясьстроя, а летом прошли соревнования между командами наших воспитанников и педагогов ДОУ, где, конечно, победила дружба!
Хочу отметить, что на протяжении нескольких лет в нашем саду активно внедряются в работу здоровьесберегающие технологии:
- народные игры, подвижные игры, спортивные игры
- игровые упражнения, игровые задания
- гимнастика корригирующая
- гимнастика пальчиковая
- гимнастика для глаз
- динамическая пауза
- релаксация
- прогулка
- утренняя гимнастика
- закаливание
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная профилактическая работа
- свободная двигательная активность
которые реализуют в своей деятельности воспитатели и специалисты детского сада. Целью данной работы мы считаем активизацию жизнедеятельности дошкольников различными средствами физического воспитания и формирование у детей навыков здорового образа жизни. Реализуя систему здоровьесбережения, наши педагоги решают задачи по обеспечению как физического, так и психического и социального благополучия ребенка.