Татьяна Савина
Консультация «Здоровье в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«…чтобы быть здоровым, нужны собственные
усилия, постоянные и значительные. Заменить
их нельзя ничем». (Н. М. Амосов)
Цель подпрограммы: здоровье всех субъектов образования.
Задачи
- Развитие личностного ресурса и социальной успешности учащихся как факторы сохранения их здоровья.
-Развитие профессиональной и психологической культуры педагогов.
-Формирование общего «воспитательного поля» семьи и школы вокруг ребенка.
Основные направления работы
Публикация «Консультация „Здоровье в школе“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Создание безопасной школьной среды (выполнение СанПиНов, организация качественного питания, спортивные и тренажерные залы, удовлетворяющие потребность в движении).
2. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
3. Использование дополнительных образовательных программ в сфере здоровья.
4. Интеграция в образовательный процесс оздоровительных мероприятий.
5. Организация работы по укреплению телесного и психического здоровья педагогического коллектива.
6. Обеспечение семейного просвещения и консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
7. Развитие комплекса персональных ресурсов здоровья как предпосылки к ЗОЖ (эмоциональное развитие, развитие многоуровневой системы адаптации, коммуникативная компетентность, уровень социализации).
7. Гуманизация взаимодействия всех субъектов образования.
8. Мониторинг физического и психологического здоровья.
Развитие профессиональной и психологической культуры педагогов
Современное образование в условиях информационной интенсивности становится все более затратным. Педагог - центральная фигура в школе. Поэтому собственная установка педагога на личностный и профессиональный рост, развитие персональных ресурсов здоровья – это залог не только его здоровья, но и успешного здорового личностного становления обучающихся.
Психологическая поддержка здоровья педагога
Ее цель – гармонизация внутреннего психического развития и внешней профессиональной жизни.
Этап адаптации: создание условий для психофизической и социально-психологической адаптации молодого педагога.
Этап профессионализации: использование технологий восстановления здоровья.
Этап завершения профессиональной карьеры: расширение сферы непрофессиональных интересов.
Профессиональная культура педагога как фактор эффективности педагогической деятельности
-Профессиональная компетентность педагога (предметная и надпредметная компетенции).
-Личностный рост педагога: мотивация на самообразование, организация активного обучения школьников.
-Оптимизация взаимоотношений с субъектами образования в русле диалога.
-Рефлексия ценности педагогического труда.
-Самоценность личной жизни.
Психическая нагрузка педагога в современной школе велика. От того, как он умеет управлять своим психическим состоянием, зависит эффективность его деятельности.
Психологическая культура педагога как условие формирования ЗОЖ
Компоненты психологической культуры педагога Составляющие компонентов Виды и формы работы с педагогами
Психологическая компетентность 1. Самоконтроль.
2. Вера в возможности ребенка.
3. Адекватное восприятие и понимание психологического состояния ученика.
4. Обучение в соответствии с природными возможностями ребенка.
5. Обратная связь в общении.
6. Многоканальный подход к развитию ребенка.
7. Культура чувств, переживаний, сопереживание.
8. Не осуждать, не чувствовать превосходства над другими. Психологические микролекции,
круглые столы,
проблемные дискуссий,
заседания МО кл. руководителей психолого-педагогические советы по данной проблематике.
Психологические практикумы.
Микротренинги.
Конфликт - менеджмент 1. Знать 5 стилей разрешения конфликта, применять их на практике.
2. Учиться видеть себя глазами другого, уметь стать на позицию другого.
3. Никогда не отвечать на конфликтоген конфликтогеном (ответная агрессия не конструктивна).
4. Сохранять чувство собственного достоинства.
5. Быть готовым признать вину.
6. Находить адекватный способ поведения в конфликте и конструктивно его разрешать. -Индивидуальные консультации.
-Инд. психокоррекция эмоциональной сферы.
-Оптимизация внутренних ресурсов здоровья.
-Психологические практикумы конструктивного разрешения конфликтов.
-Сказкотерапия.
Приемы саморегуляции (психологические техники снятия эмоционального напряжения) 1. Развитие навыков позитивного мышления.
2. Аутотренинг (самовнушение).
3. Визуализации.
4. Обращение к ресурсному месту.
5. Дыхательнгая гимнастика.
6. Общение с природой.
7. Умение радоваться.
8. Смена видов деятельности.
9. Арттерапия.
10. Самомассаж. Инд. консультации.
Инд. психокоррекция.
Заседания МО кл. руководителей.
Психологические практикумы.
Микротренинги.
Развитие личностного ресурса и социальной успешности учащихся как факторы сохранения их здоровья
Школа – это возрастосообразная развивающая среда, в которой происходит развитие, воспитание, самоопределение, социализация подрастающего человека. Решить проблему здоровья детей в позитивном ключе возможно только комплексно, объединив в единую систему педагогическое, психологическое, медицинское и социальное направления.
Гуманизация образовательного процесса как инструмент личностного развития ребенка
Направления гуманизации в школе
1. Стимулирующие методы для психического поддержании здоровья детей : работа в микрогруппах, ролевое моделирование, положительные эмоции, рефлексивные моменты по завершению деятельности учащихся.
2. Многократное вариативное обращение к одному и тому же материалу. Включение уже усвоенного материала в изучение нового.
3. Размещение ребенка в классе сообразно его психофизиологическим особенностям (учет функциональной ассиметрии полушарий).
4. Многосенсорное обучение.
5. Интерактивные методы обучения и воспитания (элементы деловых/ролевых игр, моделирование проблемной ситуации, методы творческого самовыражения).
Развитие комплекса персональных ресурсов здоровья ребенка
Направления работы Формы работы
Успешная социально-психологическая адаптация ребенка к обучению на начальной, основной и средней ступенях 1. Психогимнастика.
2. Адаптационные, ролевые игры.
3. Игры на командообразование.
4. Сказкотерапия.
5. Арттерапия.
Эмоциональное развитие как преобладание положительных эмоций 1. Уроки психологии (1-4 классы).
2. Уроки здоровья (1-4 классы).
3. Внеурочная творческая деятельность.
Соблюдение правил и норм общешкольной жизни 1. Знакомство с Уставом школы.
2. Знакомство с Уставом класса.
Коммуникативная компетентность и развитие лидерских задатков (потребность в саморазвитии) 1. Тематические классные часы и дискуссии.
2. Подростковый школьный клуб «Я+ТЫ».
3. Досуговая внеурочная деятельность.
4. Психологические развивающие занятия по проблемам подросткового возраста.
5. Тренинги общения.
Социальная компетентность. Освоение социальных ролей. 1. Общешкольные, муниципальные и региональные тематические и исследовательские проекты.
2. Психологические развивающие занятия по проблемам социальной зрелости выпускников.
3. Профориентационные тренинги.
4. Деловые игры.
5. Совет старшеклассников.
6. Психологическая подготовка к выпускным экзаменам 9х, 11 классов.
7. Моделирование проблемной ситуации.
Формирование общего «воспитательного поля» семьи и школы вокруг ребенка
Школа всегда рассматривает родителей как помощников в воспитании их детей. Поэтому работа с родителями – важнейший аспект по формированию общего «воспитательного поля» вокруг ребенка. Только конструктивное сотрудничество семьи и школы может обеспечить сохранение положительных эмоций и здоровья ребенку данных родителей.
Направления работы по организации конструктивного сотрудничества семьи и школы
1. Мотивирование родителей на сотрудничество с классом, школой в лице администрации, классного руководителя, учителей-предметников.
2. Родительское собрание как основная форма работы с родителями (его основные функции – информационная и контролирующая).
3. Психолого – педагогическое просвещение родителей (родительский всеобуч).
4. Индивидуальные психолого-педагогические консультации родителей.
5. Обсуждение вопросов сформированности коллектива класса, коллективных творческих дел и внеурочных мероприятий.
6. Заседания семейных клубов по красным датам календаря.
7. Совместные с детьми родительские собрания в форме психологических тренингов.
ПЛАН
проведения родительского всеобуча по основам детской психологии и педагогики (в режиме функционирования с сентября 2014года)
Начальное общее образование
1класс
• Собрание для родителей будущих первоклассников. Анкета для родителей будущих первоклассников. (Конец августа текущего года).
• Родительское собрание «Первоклассные родители» (психологическая готовность к обучению в школе). Памятки для родителей», (сентябрь)
• Родительское собрание «Адаптация ребенка к обучению в школе. Памятки для родителей»(октябрь) .
• Тематическое родительское собрание «Пляшущие буквы. Как помочь детям в выполнении домашних заданий (Советы психолога)» (декабрь)
1-4классы
• Родительское собрание «Психологические особенности детей младшего школьного возраста(6-10лет)» : 1класс-январь, 2класс- октябрь, 3класс-октябрь, 4класс – октябрь.
• Адаптация детей и родителей к введению школьных отметок : 2класс – сентябрь.
• Родительское собрание «С чего начинается родина?» (о влиянии на детей образцов поведения их родителей) : 1класс-март, 2класс –декабрь, 3класс –декабрь, 4класс –декабрь.
• Родительское собрание «Мотивация в обучении школьников» :2класс-февраль, 3класс – февраль, 4 класс – февраль.
• Игра по развитию детско-родительских отношений «Связующая нить» в 1-4классах, февраль.
• Детско-родительская игра «Папа, мама, я» в 1-4классах, март.
• Родительское собрание в 4классе «Особенности воспитания младших подростков», апрель.
• Тренинг с родителями «Дочки-сыночки-матери» в ситуации конфликта между детьми в классе. Цель: формирование адекватной модели родительства. Для 1-4 классов (по запросу учителей начальной школы в течение учебного года).
• Заседания семейных клубов (1-4классы) по праздничным датам календаря (День Учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8Марта, Последний звонок и др.).
Основное общее образование
5-8классы
• Родительское собрание «Психологическая характеристика подросткового возраста(11-15лет). Рекомендации родителям» : 5-8классы в конце 1 четверти (октябрь).
• Детско-родительская игра «Как вы яхту назовете…» в 5х классах, сентябрь.
• Круглый стол для родителей «Гормональный взрыв» : в 5-6 классах – декабрь.
• Родительское собрание «Психологическое здоровье как важный фактор развития способностей ребенка» : в 5-8 классах – январь-март.
• Родительское собрание «Как подростки решают свои проблемы». Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания. Для родителей 6-8 классов, апрель-май.
• Психологическая игра для подростков и их родителей «Путешествие в затерянный мир» в 5-8 классах. Цель: сплочение детей и родителей через общее дело. Апрель-май.
Среднее общее образование
9-11 классы
• Родительское собрание «Психологические особенности старшего школьного возраста(15-17 лет). Рекомендации родителям», 9-11классы - в сентябре/октябре.
• Родительское собрание «Уже не дети, но еще не взрослые»(подходы к воспитанию старшеклассников). Для родителей 9-11 классов, ноябрь-декабрь.
• Родительское собрание с элементами тренинга «Грамотное сотрудничество» в 9-11 классах, февраль-март.
• Родительское собрание «Ох, уж эти экзамены!» в 9х и 11 классах, апрель.
• Родительское собрание «Психологическая родительская поддержка в период экзаменов – что это такое?» в 9х и 11 классах, май.
• Заседание семейных клубов «Последний звонок «Прощай школа…» в 9х и 11 классах, конец мая.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся
Новые ресурсы здоровья, появляющиеся у ребенка в процессе школьного обучения
1. Интеллектуальная выносливость.
2. Креативность.
3. Готовность к преодолению препятствий.
4. Ценностное отношение к ЗОЖ.
5. Уважение прав и обязанностей других.
6. Способность к рефлексии собственной деятельности. Профессиональная ориентация.
Педагоги
Здоровье педагога и его эффективность как результат профессиональной и психологической культуры.
Родители
1. Психологическое здоровье родителей как результат их психологической компетентности в вопросах совместного воспитания детей семьей и школой.
2. Толерантные установки родителей к многоликости школьного социума.