Старцева Ольга
Санитарное просвещение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Санитарное просвещение в детском саду
Ольга СТАРЦЕВА,
Воспитатель, II дидактическая степень,
ДОУ 161, Улыбка’’, город Кишинёв
ЗДОРОВЬЕ - САМЫЙ ЦЕННЫЙ ДАР
"Здоровье - это состояние полной гармонии тела, разума и духа". [B.K.S. Iyengar]
Образование в области здравоохранения направлено на то, чтобы помочь людям понять факторы, влияющие на их здоровье, и поэтому оно тесно связано с качеством жизни, с содействием физическому, социальному и психическому благополучию человека, со знаниями о том, что полезно и что вредно для его благополучия, а также на обучение и развитие способности использовать знания о здоровье, повышение компетентности человека в использовании их в своих интересах и превращение их же в социальную цель, достигаемую при участии сообщества и принятии ответственности за собственное здоровье.
Публикация «Санитарное просвещение в детском саду» размещена в разделах
Обучение детей дошкольного возраста здоровому образу жизни является частью общего образования, наряду с психомоторным, художественным, интеллектуальным, нравственным и гражданским воспитанием, и имеет особенность осуществляться через них.
Знания о здоровье предоставляются постепенно, на каждой возрастной ступени, становятся всё более и более сложными, и взаимосвязанными, с заботой о том, чтобы обеспечить преемственность в преподавании и обучении. Образовательный процесс в детском саду может обеспечить модель здоровья как часть образовательной модели, предлагаемой обществом в данное время.
Здоровье означает нечто большее, чем наличие болезни. Это "состояние физического, психического и социального благополучия", которое проявляется как способность адаптироваться к требованиям постоянных изменений, к стимулам природной и социальной среды.
Охрана здоровья и санитарное просвещение необходимы для достижения хорошего качества жизни.
Поскольку это дело каждого, осведомленность о здоровье должна повышаться посредством образовательных мероприятий с дошкольного возраста до старости. Здоровье как практический подход подразумевает удовлетворение потребностей человека и общества, и даже более того, переход от интересов индивидуума к интересам общества. В этом отношении детский сад, а затем и школа являются институциональной основой для образования в области здоровья.
Именно здесь можно узнать об аспектах, связанных со здоровьем и болезнью, дать больше знаний, чем медицинское образование в традиционном смысле; оно включает понятия и знания не только о собственном теле, гигиене, несчастных случаях и первой помощи, питании, безопасности на улицах, но и о межчеловеческих отношениях и их гигиене, о собственной личности в целях познания, о болезни и здоровье, о бедности и богатстве, о социальном неравенстве и равенстве, о здоровье и болезни природы или планеты.
Целью санитарного просвещения в детском саду является предоставление знаний о здоровье в новом переосмыслении этого понятия и формирование навыков здорового образа жизни, соответствующих дошкольному возрасту, этапу психологического развития и требованиям социальной жизни, для формирования гибких людей, которые легко интегрируются и адаптируются к условиям социальной среды. Целями такого образования являются повышение осведомлённости о проблемах физического, психического и социального здоровья ребенка дошкольного возраста, выявление заболеваний и направление в специализированные клиники для получения своевременной помощи.
Санитарное просвещение, которое проводится в детском саду, похоже на любой другой вид деятельности, характерный для детей дошкольного возраста. Оно включает в себя знания о теле, гигиене, питании, несчастных случаях, первой помощи, безопасности на дорогах, вредных факторах и межличностных отношениях.
Начиная с раннего детства, санитарное просвещение способствует воспитанию у детей формирования и развития интереса к здоровью, усвоению и применению правил поведения, направленных на охрану и укрепление здоровья семьи и общества.
Для осуществления санитарного просвещения в деятельности детского сада можно использовать различные средства:
Наблюдение
Разговор
Игра с движением
Также можно использовать различные стратегии обучения:
Проблематизация
Ролевая игра
Изучение конкретных случаев
Обсуждение в сети
Мозговой штурм
Я знаю/я хочу знать/я научился
Все это может привести к правильному, научному пониманию передаваемых знаний. Но важную роль в успехе того, чего мы пытаемся достичь, играет постановка целей. Это могут быть:
Знание необходимости соблюдения личной гигиены в любых жизненных обстоятельствах;
Обучение навыкам правильного использования правил гигиены;
Развитие способности познавать и понимать окружающую среду;
Знание и уважение правил поведения в обществе;
Воспитание способности относиться к другим людям для понимания социальной жизни;
Знание негативных последствий, возникающих в результате нарушения правил гигиены;
Знание и соблюдение правил личной безопасности;
Воспитание положительных жизненных качеств и черт характера;
Формирование позитивного отношения к себе и другим, проявляя дружбу, уважение и терпимость.
В санитарном просвещении мы находим два отдельных элемента, которые не могут существовать друг без друга: гигиена и хорошие манеры. Можно сказать, что "гигиена идет рука об руку с хорошими манерами". Поэтому невежливость часто может приобретать негативный гигиенический аспект.
Гигиена должна быть другом народа, и люди, от мала до велика, должны культивировать ее всеми средствами. Почему мы должны с ним дружить? Ведь гигиена - это условие здоровья, и о ней нельзя забывать даже на короткое время.
С древних времен гигиена была оружием на службе здоровья, поэтому древние греки не только воздвигали статуи, храмы и песнопения богине Гигиее, дочери Асклепия - самого отца медицины, но и поклонялись ей и повсеместно чтили её имя.
Поэтому, чтобы быть красивыми и здоровыми, дети должны знать и соблюдать правила гигиены.