Анастасия Велькер
Здоровье ребенка как основа его гармоничного развития
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей, у которых работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
Дети с ослабленным здоровьем быстро утомляются, устают, они раздражительны или наоборот апатичны.
Публикация «Здоровье ребенка как основа его гармоничного развития» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2022
Здоровье - это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье - более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Относительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются: пребывание в дошкольном учреждении, непосредственно в детском коллективе, освоение им программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной учебной, игровой и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
При утрате ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, а также невозможности находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом ребенок не обязательно должен болеть какой-либо болезнью, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде не желания выполнить учебное задание (отказ, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния».
Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.
На основании вышеизложенного нами была разработана программа «Страна здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.
Первым направлением работы по заявленной программе «Страна здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :
• Осмотр детей специалистами детской поликлиники (медосмотр);
• Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• Диагностика логопедом ДОУ;
• Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями;
•Диагностика общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам инструктором ДОУ.
Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:
• Преобладание циклических упражнений;
• Ежедневные циклы физкультурных занятий:
• традиционные;
• тренировочные;
• занятия-соревнования;
• самостоятельные;
• квесты;
• интегрированные с другими видами деятельности;
• праздники и развлечения;
• Занятия с использованием мини-тренажеров;
• Ритмика;
• Гимнастика после сна;
• Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа;
• Обеспечение детей атрибутами и пособиями;
• Создание необходимой развивающей среды;
• Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
• Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
• Музыкальные занятия;
•Занятия по формированию здорового образа жизни.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
• Босохождение;
• Обширное умывание;
• Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
• Обмывание стоп ног в летний период;
• Полоскание рта;
• Воздушные ванны;
• Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
• Контроль дыхания и осанки на занятиях по физ. воспитанию;
• Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
• Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
• Сбалансированное питание;
• Вакцинация против гриппа;
• Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
• Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
• Кварцевание групп;
• Массаж.
Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье :
• Элементы точечного массажа (Ци-гун);
• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
• Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
• Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
• Хождение по «дорожкам здоровья»;
• Использование различных массажеров;
• Элементы упражнения хатха-йога;
• Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;
• Восточная гимнастика с элементами у-шу.
Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
• Психодиагностика;
• Элементы релаксации;
• Элементы музыкотерапии;
•Индивидуальные и подгрупповые занятия направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
•Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмым направлением является коррекционная работа:
• Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
• Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
• Коррекция психоэмоциональной сферы;
• Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
• Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
• Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:
• Оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
• Открытые показы занятий с использованием здоровьесберегающих технологий для педагогов;
• Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
• Оформление информационных стендов.
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.