Елена Самойлова
Здоровье детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья была опубликована в сборнике статей международной научно-педагогической конференции «Информатизация обучения и воспитания детей : проблемы и перспективы»
Что может быть для нас ценнее здоровья и благополучия наших детей. На здоровье в последнее время обращается все больше и больше внимания, потому что оно катастрофически ухудшается. В детских садах все больше уделяют внимание оздоравлению детей в разных формах его проявления – будь то утренняя зарядка, физкультминутка во время занятий, физкультурная пауза, физкультурные занятия, досуги, кварцевание групп в период эпидемий ОРВИ и гриппа, сквозное проветривание групп в отсутствии детей. А в садах комбинированного вида, каким является сад, в котором я работаю, созданы ортопедические группы, для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Здесь здоровью детей уделяется еще более пристальное внимание. Это – лечебная физкультура в зале и на воде (в бассейне, электромассаж, гидромассаж ног, обычный массаж стоп или спины (чередуются, витаминная терапия, физиотерапевтические процедуры, ароматерапия. Вот это я могу назвать здоровьесбережением и здоровьеобогащением.
Публикация «Здоровье детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного ДОУ – задачи сохранения поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическогму просвещению родителей.
Поподробнее хотелось остановится на просвещении родителей, потому что без тесной работы с ними мы не смогли бы работать правильно и в полном объеме.
Как привлечь родителей ко взаимодействию с детским садом. Для этого существует множество способов. Это - родительские собрания, досуги с участием родителей в них, круглые столы по проблемам здоровья детей, беседы педагога индивидуально и с подгруппой родителей, консультации, вывешиваемые педагогом на информационном стенде группы, папки-передвижки, проспекты, буклеты, брошюры по здоровьесберегающим технологиям, подготавливаемые педагогами ДОУ для родителей, и конечно же личный пример самого педагога, его внешнее и внутреннее обаяние, увлеченность темой, играющие немаловажную роль в общении с родителями. Чем больше и чаще педагог будет привлекать родителей к своей работе с детьми, тем активнее родители будут включаться в эту работу и тем охотнее будут идти на контакт и помогать педагогу.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Каковы же составляющие элементы:
1. Медико-профилактической технологии :
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
- физического развития дошкольников;
- закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительной технологии :
- развитие физических качеств, двигат ельной активности;
- становление физической культуры дошкольников;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении. Какую же работу проводят педагоги, решая данную задачу. В ОУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В ОУ применяется песочная терапия, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.
3. Технология обеспечения социально-психологического благополучия:
- технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в ОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
5. Технологии валеологического просвещения родителей:
- папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы.
Какие выводы можно сделать из данной статьи:
- Технология – инструмент профессиональной деятельности педагога;
- перечисленные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала и педагогов ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами;
- элементами всех здоровьесберегающих технологий является развитие физических качеств и двигательной активности детей;
- целью технологий является становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью и жизни человека;
- обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома является одной из основных задач ДОУ наряду с физкультурно-оздоровительными технологиями;
- для развития культуры здоровья детей, нужно чтобы сами педагоги имели потребности к здоровому образу жизни;
- нужно проводить тесную работу с родителями для обеспечения решения задач валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, консультации для родителей, круглые столы по вопросам оздоравления, беседы с подгруппой родителей и индивидуальные беседы, консультации с родителями часто болеющих детей, привлекать в эти беседы медработников, психологов ДОУ.
Список используемой литературы
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие для педагогов ДОУ. Сфера, 2007.
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : Учебное пособие. Педагогическое общество России, 2005.
3. Сундукова А. К., Калайтанова Г. Н. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. АРКТИ, 2008.
4. Чеботаева О. В. Материалы Теоретического семинара "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Материалы сайта «1 сентября».
5. Шаферова О. Е. Рекомендации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ". Материалы сайта «1 сентября».
6. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. //Под ред. Т. С. Яковлевой. Школьная пресса, 2007.