Наталья Глухова
Заучивания стихотворений с дошкольниками (учебно-методическое пособие)
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок уже в дошкольном возрасте должен овладеть богатым словарем, который позволил бы ему общаться и в дальнейшем обучаться в школе. Особенно это актуально сейчас. Я работаю в массовой (количество детей на сегодня – 28) группе с детьми старшего возраста : очень много детей с речевыми нарушениями, у детей низкий уровень внимания, трудности припоминания. Несомненно,средством разностороннего воспитания детей всегда было знакомство детей с художественной литературой. Она оказывает влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной я в своей группе активно провожу работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал. Так стихи лучше запоминаются.
Публикация «Заучивания стихотворений с дошкольниками (учебно-методическое пособие)» размещена в разделах
Заучивание стихов - один из приемов развития речи, но трудность в том, что в моей группе легко запоминают стихи дети с хорошей памятью. Для других детей для облегчения запоминания стихотворения я использую прием, когда дошкольник учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал.
Покажу это на примере стихотворения : И. С. Никитин «Встреча зимы»
Ночь прошла. Рассвело. (луна и солнце).
Нет нигде облачка. (чистое небо).
Воздух легок и чист (перышко).
И замерзла река (снежинки).
На дворах и домах (дома)
Снег лежит полотном (снег и полотно)
И от солнца блестит (солнце)
Разноцветным огнем (палитра)
Так мои ребята глядя на картинки легко вспоминают сюжет и не путают в нем порядок событий, что существенно увеличивает эффективность процесса запоминания. Из опыта работы могу сказать, что заучивание стихов с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, осмысленного запоминания, развития долговременной памяти. Также активизируется речь ребенка -пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному чтению стихотворения, обогащается словарный запас.
За годы работы с детьми дошкольного возраста накопилась целая картотека великолепных стихов отечественных поэтов.
В дальнейшем для успешного заучивания стихотворений я стала создавать мнемотаблицы. Они позволяют легче запоминать новый стишок, а так же повторять уже изученный. Мнемотаблицы помогают ребенку овладеть искусством чтения стихотворения. Но таблицы я использую в работе с детьми старшего возраста. Таблицы я использую в групповой,а так же в индивидуальной работе. Очень мнемотаблицы полюбили родители. Они сами с удовольствием тренируют память на детском пособии и ждут появления новой таблицы в родительском уголке. Очень трогательно наблюдать, как папы и мамы наперегонки со своим ребенком увлеченно припоминают и читают стихи по мнемотаблице.
Само пособие очень простое. Знания по изготовлению мнемотаблицы я получила на соответствующих курсах и использую в своей работе.
Лист пособия поделен на квадраты. Их может быть от 6 до 10 .В каждом из квадратом расположена опорная картинка по теме. Все они следуют в логическом порядке. Картинки могут быть цветными или черно-белыми. В создании таких картинок может принимать участие ребенок или группа детей. Тогда я учитываю воображение и логику детей. Такие таблицы пользуются наибольшим успехом. Таблицы находятся в группе и используются по мере необходимости.