Ирина Сахаровская
Заседание клуба «Завалинка». Ознакомление с народными промыслами
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание клуба . Ознакомление с народными промыслами
На тему «Творение рук человеческих».
Воспитатель: Сахаровская Ирина Валерьевна.
Цель:Познакомить родителей и детей с народными промыслами дымковских и филомоновских мастеров, росписью Хохломы и Гжели. Рассказать, как талантлив и изобретателен русский народ. Воспитывать чувство прекрасного и гордость за своих потомков.
Публикация «Заседание клуба „Завалинка“, Ознакомление с народными промыслами» размещена в разделах
Ведущая: Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Предметы искусства создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение-таков был путь к совершенству. Судя по предметам, дошедших до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы.
Входят дети: песня «Русский сувенир».
1. ребё нок: Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали и село большое
«Дымково назвали».
2. ребё нок: Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны.
И лепили там из глины.
3. ребё нок: Все игрушки не простые.
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёза.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор.
Но отвести не в силах взор.
4. ребё нок: И пошла о «дымке» слава.
Заслужив на это право.
Говорят, о нем повсюду,
Удивительному чуду.
О древней дымковской игрушке.
Поведём сейчас рассказ.
Ведущая: В селе Дымково, пригороде Вятки (г. Киров) издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. «Дымковская» скульптура – это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Дымковская игрушка вводит нас в красочный мир сказки и фантазии. Эти изделия народного искусства знакомят нас с весё лой радугой цветов: желтым, синим, оранжевым, зеленым, лиловым, алым, красным, черным.
В росписи всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки – горошины и клеточки составляют графику дымковского орнамента.
Существовал в Вятке древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняных фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку. В маленьком переднике с кряжевыми оборками, в желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусами в несколько рядов, на плече ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами. Лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелёными полосками и кругами. Это тоже дань древней традиций. Бог солнца изображался славянами в виде двух – или трёхглавого коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Рядом с фигурами обоих богов люди изображали то, что хотели бы иметь. Так, около Роженицы появились домашние животные или младенцы.
Ребё нок: Дымковские барышни, в нарядах удивительных.
В клеточку, кружок, полоску тонко так расписанных.
Глины маленький комок в чудо превратиться,
Если только попадёт в руки мастерицы.
Частушки: 1. Наши руки крендельком
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2. Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские.
Щеголихи слободские.
Кумушки посадские.
3. Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – балови
Кавалеры наши.
4. С лентами да бантами,
Да по ручку с франтами.
Мы гуляем парами.
Проплываем парами.
Вместе: Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Ведущая: В деревни Филимоново, расположенной недалеко от Тулы, издавна занимаются изготовлением из красной глины разнообразных свистулек, изображающих животных, птиц, человека. Техника изготовления филимоновской и дымковской игрушек очень похожа. Отличие же в том, что готовые изделия после обжига не забеливаются, а роспись наноситься на естественный цвет глины. Филимоновским игрушкам свойственны особое изящество лепки, тонкая моделировка форм. Филимоновские мастерицы одинаково искусно лепят как одиночные фигуры, так и двух фигурные композиции: «Всадник на коне», «Няня с ребёнком», «Доярка с коровой» и. др. орнамент и колорит росписи предельно просты – поперечные и долевые полоски малинового и зелёного цвета, графика цветных полосок очень выразительна и декоративна.
Ребё нок: Хохломская роспись.
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи – перелески
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Песня: «Наша хохлома».
Ведущая: Посуда из дерева на Руси – не диковина. Из века в век, в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки.
Есть удивительное село хохлома Горьковской области. Местные умельцы умели не только резать, но и отлично расписывать свои изделия. В работу шли мягкие породы деревьев (липа, берёза, ольха). Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а сейчас – алюминиевого, которым изделия как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» - черно – красная по золотистому фону – считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри» - вьющиеся волосы).
Ребё нок: Золотая хохлома!
Лучше нет подарка.
Хохломские ложечки.
Звонкие да яркие!
Ведущая: Выступает ансамбль «Ложкари».
Ведущая:Не далеко от Москвы находился Гжель – известный центр народной керамики. Гжельские гончары изготовляли преимущественно посуду: кувшины, тарелки, цветочные горшки. Изделия расписывали фигурками животных и птиц.
Нередко роспись включали сюжетные сцены: охоту, изображения пейзажа. Палитра гжельской керамики очень своеобразна. Она строится на сочетаниях акварельных, нежных оттенков синего, зелёного, фиолетового цвета, которые наносятся на белый фон. Черный цвет используется преимущественно в прорисовке стеблей, букета цветов и растений, реже как контур, подчеркивающий форму цветка, листьев, изображения птиц.
Ребё нок: Гжельская роспись на белом фарфоре.
Синее небо, синее море.
Синь васильков, колокольчиков звонких.
Синие птицы на веточках тонких.
Музыка скромной российской природы
Кружит и водит свои хороводы.
В нежном узоре сплетаются краски.
И волшебство к нам приходит из сказки.
Игра: «Горшки».
Ведущая: Изделия мастеров и художников народных промыслов никогда точно не повторяют друг друга. В сочетании с удобной и по – своему красивой современной мебелью они помогают нам по своему вкусу создать у себя дома обстановку, проникнутую сердечной теплотой, уютом.
Литература:
Музыкальный руководитель: №1. 1. 2004г, №2. 2005 г.
«Наша Хохлома» стр. 77.
«Русский сувенир» стр. 44
«Я на горку шла» стр. 55
Князева О. М. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».