Ольга Комолова
Защитники природы (экология родного края)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед человеком стоят проблемы экологического характера. Люди таких профессий как эколог, лесник, ближе всех стоят к решению экологических проблем. в детском саду важно говорить с детьми дошкольного возраста об экологии. далеко не всегда родители обсуждают с детьми вопросы экологии, рассказывают о профессиях эколога, лесника, как главных защитников природы. У детей слабые представления о данных профессиях. А дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования предпосылок экологической культуры.
Публикация «Защитники природы (экология родного края)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наши задачи: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать, развивать познавательную активность детей, самостоятельность; поддерживать детскую инициативу, воспитывать бережное отношение к природе; приобщать к культуре поведения в природе; формировать потребность беречь и охранять флору и фауну родного края.
«Беседа о профессии эколога»
Цель: формировать первичные представления детей о профессии эколога как помощника и защитника природы.
Задачи: дать представление о деятельности эколога; развивать воображение и творческие способности детей; пополнить словарь детей новым словом: эколог; учить устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе. Содержание
- Расскажите, кем работают ваши мамы и папы. (Дети по желанию рассказывают, где и кем работают их родители).
- Есть еще одна очень интересная профессия, которая называется «эколог». Кто из вас слышал об этой профессии? (Ответы детей)
- У вас есть родственники или знакомые, которые работают экологом? (Ответы детей)
- Какую работу выполняет эколог? Расскажите. ( Ситуация затруднения для детей: они не знают. Если чего-то не знаешь, то что делать? спросить у взрослых, у родителей и т. д.).
- Хотите, я вам подскажу?
- Эколог – это специалист, который объясняет нам с вами, почему одни растения растут быстро и пышно цветут, а другие засыхают; почему в одном лесу много птиц, а в другом их не слышно; почему в реке не водится рыба, почему не из каждого водоема можно пить воду.
- А вы можете ответить на эти вопросы? Давайте попробуем!
- Итак, догадайтесь, почему в реке может погибнуть рыба? ( Рассуждения детей: люди бросают в реку всякие ненужные предметы, бутылки, моют машины и т. д. Заводы и фабрики выбрасывают в реки, озера всякие вредные отходы, от которых может погибать рыба.).
- А вы знаете, как экологи могут узнать, что в воде вредные вещества? (Рассуждения детей).
- Ваши рассуждения очень интересны, но я хочу уточнить (дополнить, поправить). Вы не против?
- Экологи берут воду из реки в специальные баночки и везут ее в лабораторию. Там эту воду проверяют (исследуют) : есть ли в ней вредные вещества, от которых может погибнуть рыба.
- Как вы думаете, что потом делают экологи? (Рассуждения детей).
- Они думают, как исправить положение. Что надо сделать, чтобы рыба в реке разводилась и не погибала. Давайте и мы с вами поразмышляем, как решить этот важный вопрос. ( Рассуждения детей: можно поставить знаки; можно написать письмо на завод; можно побеседовать с людьми и т. д).
- Как вы думаете, экологи предупреждают людей о том, что нельзя загрязнять воду? Они помогают рекам быть чистыми?
- Мы с вами говорили, что из-за грязной воды в реках, озерах может погибать рыба. А вот человеку наносится вред от того, что в реках и озерах могут оказаться вредные вещества и всякий мусор? (Рассуждения детей. Воспитатель подводит к выводу: от загрязнения погибает рыба, которой питается человек. Рыба очень полезна и для детей, и для взрослых. Кроме того, в загрязненной реке или озере нельзя купаться, можно заболеть; нельзя брать воду для питья).
- А теперь давайте представим, что мы оказались в лесу весной или летом (маленькая пауза). - Представили? - Скажите легко дышится в лесу?
- Прислушайтесь, что можно услышать в лесу?
- Присмотритесь, что можно увидеть под кусточком? На поляне? На деревьях?
- А чем можно полакомиться в лесу и человеку, и лесным животным?
- Про такой лес экологи говорят : «Лес живой». Почему они так говорят? (рассуждения детей).
- Но бывает и другой лес: в нем редко встретишь птиц, нет насекомых, нет ягод, грибов, трава засохшая, деревья с редкой листвой. Лесные озера пересохли и завалены мусором. Как вы думаете, хорошо бродить по такому лесу?
- Хорошо в этом лесу дышится?
- Попробуем чуть-чуть побыть экологами и ответить на вопрос: почему стал таким лес? (рассуждения детей).
- Подумайте, как экологи могут помочь лесу, а значит и животным? (рассуждения детей).
- А нам с вами экологи помогут? Чем помогут? (рассуждения детей). Комментарий. Педагог вместе с детьми приходит к выводу: «Живой лес» приносит пользу человеку.
Физкультминутка.
- Теперь давайте вместе подумаем, какие главные задачи решают экологи.
Комментарий. Педагог возвращается к началу беседы и напоминает детям, что эколог может ответить на вопрос: «Почему в реке может погибнуть рыба»; эколог отвечает на вопрос : «Почему лес покидают птицы и в лесу нет чистого воздуха и т. д.» - это и есть первая задача эколога.
Вторая задача – эколог решает вопрос о том, как помочь реке, чтобы в ней не было грязных веществ и водилась рыба, чтобы
- Догадайтесь, какая вторая задача у экологов? (рассуждения детей). Комментарий.
Педагог подводит детей к выводу: вторая задача – эколог решает вопрос о том, как помочь реке, чтобы вода в ней была чистой и в ней водилась рыба, чтобы в лесу легко дышалось и т. д. - Любимый цвет экологов – зеленый. Догадайтесь, почему? (рассуждения детей).
- Верно. Экологи защищают природу.
- А чему учат нас экологи? (рассуждения детей).
- Да, они учат нас, как сохранить природу.
- Как называется наша Родина?
- Какие страны вы знаете? (Дети называют, педагог дополняет).
- Экологи нашей страны и других стран собрались и придумали прекрасный праздник – День Земли! Каждый год 22 апреля экологи всей Земли отмечают этот праздник.
Комментарий. Педагог демонстрирует детям символ праздника – День Земли.
Проводит беседу.
- Почему рисунок зеленого цвета? (зеленый цвет – любимый цвет экологов) - Что видите на рисунке?
- Догадайтесь, почему на рисунке руки держат Земной шар (Землю?
- Этот рисунок является символом праздника.
- Сегодня, вы тоже попробуете нарисовать символ Дня Земли.
Итог
- О какой интересной профессии вы сегодня узнали?
- Какие главные задачи экологов? - Вам бы хотелось стать экологами?
Совместная образовательная деятельность
«Лесник – помощник и защитник леса»
: сформировать представления детей о профессии лесника;
воспитывать бережное отношение к лесу.
Задачи:
- показать детям, как лесник заботится о лесе;
- закреплять знания о взаимосвязи живых организмов друг с другом;
учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
- показать детям, что они тоже являются помощниками леса;
- развивать познавательную активность детей Содержание
- Мы с вами познакомились с профессией эколога.
Давайте вспомним, какая у экологов главная задача?
(Рассуждения детей. Необходимо подвести их к ответу: экологи защищают природу).
- Подумайте: люди какой еще профессии защищают природу?
(Рассуждения детей.
Комментарий.
Если дети затрудняются назвать профессию лесника, педагог предлагает рассмотреть детям ряд картинок (слайдов) с изображением людей различных профессий. Среди картинок есть картинка с изображением лесника. Дети сами или с помощью педагога ее выделяют.
- Рассмотрите, какую одежду носит лесник.
- На нем специальная форма – форма лесника.
Такую одежду носит только лесник. Люди других профессий ее не носят.
Нравится вам его форма?
- Есть ли среди ваших знакомых или родственников человек с профессией лесника?
Работа по картине Свиридова А. «Домик лесника»
- Расскажите, что вы видите на картине.
(Комментарий. В свободном общении дети рассказывают о том, что изображено на картине).
- Нравится вам эта картина?
- Обратите внимание, вдали на картине изображен домик. Как вы думаете, кто живет в домике? (Лесник
- Как бы вы назвали эту картину? (Рассуждения детей. Подвести к названию «Домик лесника»). - Такое же название дал картине ее художник
– А. Свиридов.
- Где работает лесник? (В лесу).
- Как вы думаете, с чего начинается рабочий день лесника?
(Рассуждения детей
Свой рабочий день лесник начинает с обхода леса.
Физкультминутка
- Лесника называют защитником леса. Почему его так называют? (Он защищает лес).
- От чего лесник защищает лес? (Рассуждения детей).
- Какая опасность грозит лесу в летнюю жаркую погоду? (Пожары).
- Как возникают пожары? (Рассуждения детей).
- Вы правильно рассуждаете: отдыхающие люди могут оставить не затушенный костер, а сухая трава или маленькие сучки от дерева могут легко загореться от тлеющего костра. А еще некоторые туристы или отдыхающие бросают в лесу непогашенные сигареты.
- Кто-нибудь из вас видел лесной пожар? Где вы могли наблюдать лесной пожар?
- Какой вред наносит пожар лесным животным? (Погибают насекомые, лесные звери, птицы; сгорают ягоды, грибы, которыми питаются животные).
- А какой вред пожар наносит человеку? (Рассуждения детей).
- Да, сгорает много деревьев, из которых можно изготавливать бумагу, мебель, построить жилье; сгорают ягоды, грибы, которые так любят собирать люди и употреблять в пищу; горят жилые дома, которые находятся близко к лесу и люди остаются без жилья; огонь сопровождается дымом, который наносит вред здоровью людям.
Показ фотографий, слайдов с изображением пожаров или видеоролика.
- А как лесник защищает или спасает лес от пожара? Он же один.
(Рассуждения детей. Педагог поддерживает рассуждения детей и уточняет: во время обхода леса старается заметить, есть ли непотушенные костры или сигареты и тушит их).
- А если пожар уже начался, как вы думаете, что нужно сделать леснику?
(Сообщить пожарникам, предупредить население, которое живет недалеко от леса).
- От кого еще лесник защищает лес?
(Рассуждения детей).
- Большой вред лесу наносят браконьеры. Слышали такое слово?
- Браконьеры – это люди, которые без разрешения ( еще употребляют такое слово: незаконно) рубят деревья, без разрешения охотятся на лесных зверей (зайцев, лис и др.)
- А как от браконьеров лесник защищает лес?
(Рассуждения детей). - Он сообщает о браконьерах в полицию.
- О леснике говорят: «помощник леса». Чем лесник может помогать лесу? (Рассуждения детей). - Следит за вредными насекомыми, которые могут поедать кору на деревьях, от чего дерево засыхает. Если появились такие насекомые, например, короед, то лесник обращается в специальную службу. Лес опыляют с вертолета специальным порошком, от которого погибает короед, а деревья становятся здоровыми. Вы об этом знали?
- В лесу встречаются небольшие водоемы. Как вы думаете, они нужны лесу?
(Рассуждения детей. Педагог вместе с детьми делает вывод: водоемы дают влагу растениям, к водоему приходят лесные звери попить воды, особенно летом).
- Но бывает так, что водоемы замусорены бутылками, пакетами, остатками древесины и др., водоемы пересыхают. Как лесник может спасти водоем?
(Рассуждения детей
Подумайте, если лесник спасет водоем, то кому он поможет?
( Педагог вместе с детьми приходит к выводу: поможет растениям, лесным животным (насекомым, птицам, зверям, то есть лесу).
- А человеку, нам с вами, он поможет?
( поможет: мы можем пойти в лес за ягодами, орехами, грибами, полюбоваться удивительными растениями, увидеть лесных животных, подышать свежим воздухом).
- А можем мы быть помощниками леса?
( Рассуждения детей: соблюдать правила поведения в лесу).
Перед детьми педагог выкладывает карточки с правилами поведения, касающихся различных сфер жизни человека. Детям предлагается разделиться на две группы: первая группа выбирает карточки с правилами поведения, которые не относятся к правилам поведения в лесу, а вторая группа– с правилами поведения в лесу
. - Давайте представим, что мы оказались в лесу.
(Небольшая пауза).
- Вдруг мы почувствовали запах дыма. Что же нам делать?
(Предложения детей. Педагог своим вопросом создает ситуацию затруднения).
- Верно, нужно позвонить по номеру 112; сообщить взрослым, леснику.
- Какая ответственная работа у лесника! Интересно, а какими качествами необходимо обладать леснику?
(Рассуждения детей).
- Леснику надо быть наблюдательным. Для чего?
- Надо быть физически крепким. Для чего?
Надо много знать о жизни растений и животных.
Итог
- Можно сказать, что лесник помощник эколога?
- Хотели бы вы стать лесником?
- А как вы думаете, что вам сейчас надо делать, чтобы быть помощниками леса?