Людмила Квашнина
Защита сборника дидактических игр природоведческого содержания
Сайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Квашнина Людмила Викторовна, воспитатель Баранниковского детского сада, представляю вашему вниманию «Сборник дидактических игр природоведческого содержания».
Сайд 2. Леонардо да Винчи сказал: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Публикация «Защита сборника дидактических игр природоведческого содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Слайд 2. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Слайда нет, показ №2. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность, так как с учетом ФГОС ДО игра является ведущим видом деятельности.
Слайд 3. Фото сборника
Новизна и теоретическая значимость сборника заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как предпочтительное средство формирования у него природоведческих представлений. Предложенные игры и методика их применения могут применяться, в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и на прогулке.
При ознакомлении детей с природой используем различные методы, как словесные, так и игровые, а чаще всего их сочетание.
Слайд 4. Цель создания сборника – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека и его ценностных ориентиров в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям.
Слайд 5. Для решения цели поставлены следующие задачи:
• Учить детей оценивать воздействие человека на природу;
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;
Слайд 6. (странички из сборника) Сборник включает в себя дидактические игры, иллюстрации по ознакомлению с природой дошкольников от 3 до 7 лет. Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению. Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Слайд 7. В 1 разделе сборника – игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками, в которых задачей является упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза). Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.
Слайд 8. С детьми в возрасте от 3 до 4 лет можно провести игру «Найди листок, какой покажу». Дети находят такой же листок, какой у меня. Такую игру можно провести во время прогулки. С детьми старшего возраста (5 – 7 лет) проводим игру «Кто быстрее найдет березу, ель, клен». Дети находят дерево по названию.
Слайд 9. 2 раздел - игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.
Предложенными играми формируем у детей представления об овощах и фруктах. Закрепляем умение узнавать и различать овощи и фрукты, определять степень зрелости по внешним признакам. В игре «Что сначала, что потом» дети определяют степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть и красный, дети должны соблюсти последовательность созревания. С детьми в возрасте 6 – 7 лет можно поиграть в игру: «Вершки и корешки» составлять целое из частей. Игру можно провести во время прогулки после уборки урожая на огороде.
Слайд 10. 3 раздел – игры для ознакомления детей с растениями включает в себя комнатные и лекарственные растения.
Особую роль играют комнатные растения в детских учреждениях: они являются не только украшением, но и действенным средством воспитания и образования детей.
Целью предложенных игр является умение различать цвета, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты (с детьми 5 – 7 лет проводим игру «Цветочный магазин»). Детям в возрасте от 4 до 5 лет предложены более упрощенные игры «Собери растение». В этой игре закрепляем знания о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Если правильно организовать работу с комнатными растениями, она, несомненно, расширит представления детей о живой природе, будет развивать наблюдательность, эстетическое восприятие мира, поможет привить навыки к выращиванию и уходу за растениями.
Слайд 11. Лекарственные травы.
Знакомим с лекарственными травами детей старшего возраста, закрепляем знания о строении растения.
Слайд 12. Формируем умение правильно использовать полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства, и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе).
Слайд 13. Обратить внимание детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. Формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Слайд 14. 4 раздел – игры для ознакомления детей с животными.
В младшем возрасте (3 – 4 года) в игре «отгадай, кто это?» закрепляем знания о животных, учим подражать их голосам.
Слайд 15. Закрепляем представление детей о характерных признаках диких и домашних животных, а так же умение сравнивать животных в разное время года. Как изменяются и почему.
Слайд 16. С детьми 5 – 7 лет играем в игру «Зимние запасы». Закрепляем знания детей о жителях леса, их образе жизни. Формируем умение детей дифферинцировать пищу зверей. Ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму и выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек.
Вывод: Таким образом, при использовании в образовательном процессе дидактических игр природоведческого содержания, входящие в сборник, у дошкольников можно развить способности и умения самостоятельно применять полученные знания в окружающем социуме.
Слайд 14. Благодарю за внимание!