Екатерина Мороз
«Содержание эколого — природоведческого центра с учетом возрастных и программных требований»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного
непосредственного общения с ней. В группе необходимо создать
благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой. Одним из
условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду: эколого – природоведческого центра. Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а так же внимание и память. Формируются трудовые навыки и такие ценные свойства, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Публикация «„Содержание эколого — природоведческого центра с учетом возрастных и программных требований“» размещена в разделах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, защита природы. Программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведущим приёмом при обучении детей трудовым умениям является показ воспитателя в сочетании с объяснением, как делать, как ухаживать.
Правильно организованная работа в уголке природы это прекрасное средство всестороннего развития детей, воспитание многих положительных черт характера. Это место интересных наблюдений за растениями,
экспериментальной деятельностью, игр.
В течение круглого года надо давать ребятам возможность сеять, сажать, заботливо выращивать различные растения. Так как самостоятельно выращенные растения им особенно дороги.
Критерии, которым должен соответствовать эколого – природоведческий центр :
- Соответствие уголка возрасту детей.
- Соблюдение правил ухода за комнатными растениями.
- Наличие и эстетичность календаря природы и погоды.
- Наличие дидактических игр, их эстетичность, соответствие возрасту и содержательность.
- Наличие мини – лабораторий (старшие группы) и уголка «Игры с песком» (младшие группы).
- Наличие моделей, журналов, дневников наблюдений, таблиц с фиксацией результатов кратковременных наблюдений или долгосрочных опытов.
- Наличие экологических сказок.
- Степень непосредственного участия детей в оформлении уголков, в ведении дневников наблюдений.
- Наличие предметов для трудовой деятельности.
- Доступность детям, эстетичность, безопасность.
Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организуют в течение всего года.
Постоянные обитатели уголков природы в группе – комнатные растения. Они украшают группу, долго цветут, имеют красивую листву, стебли их
разнообразны. Природные уголки помогают приучают детей любить природу, беречь её, заботиться о ней, также предоставляют возможность для организации интересной и содержательной работы с детьми.
Эколого - природоведческий центр - расположен непосредственно у окна.
Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.
Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.
Центр воды и песка : «Занимательный уголок» 2 младшая группа
1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. Природный материал : песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды.
3. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.
4. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
5. Предметы для игр с тенью.
6. Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы).
Уголок природы : «Зеленый уголок»
1. Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.
2. Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;
- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др. ;
Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
Календарь природы :
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.
Альбомы и наглядный материал: Домашние животные и домашние питомцы, дикие звери и дикие птицы, овощи, фрукты, иллюстрации и картины времён года.
Центр воды и песка : «Занимательный уголок» Средняя группа
1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка». Природный материал : песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.
3. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.
4. Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
5. Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.
6. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы : «Зеленый оазис»
1. Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:
- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
- способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т. п. ;
- величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – бегонии, фуксии.
Рекомендуемые растения: бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.
2. Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
- зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна, зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др. ;
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (подснежники, мать-и-мачеха, ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);
- летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики, колосья хлебных злаков.
3. Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы : «Бюро погоды»
1. Картина сезона, модели года и суток.
2. Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5. Бумажная кукла с разной одеждой.
В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т. п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т. д.)
Альбомы и наглядный материал: насекомые, рыбы, деревья и листья, дикие звери и птицы, домашние животные и птицы, овощи и фрукты, иллюстрации и картины времён года.
Центр воды и песка : «Лаборатория» Старшая группа
1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. Природный материал : глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
4. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.
5. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы, набор стеклянных призм (для эффекта радуги, компас, бинокли.
6. Различные часы.
7. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.
8. Набор для опытов с магнитом.
9. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками, флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).
10. Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
11. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
12. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
13. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»
1. Растения должны быть:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чесноке, фикус – хороший очиститель воздуха.
2. Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
- зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;
- весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т. п. ;
-летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.
Календарь природы : «Метеостанция»
1. Картина сезона, модели года, суток.
2. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.
4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5. Календарь наблюдения за солнцестоянием.
6. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.
Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса, моря, гор, природных достопримечательностей родного края.
Альбомы и наглядный материал: арктика и антарктида, деревья и листья, домашние животные и птицы, дикие звери и птицы, животные жарких стран, животные средней полосы, космос, морские обитатели, насекомые, овощи и фрукты, цветы, ягоды лесные и садовые.
Центр воды и песка : «Лаборатория» Подготовительная группа
1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. Природный материал : глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
4. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.
5. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы, набор стеклянных призм (для эффекта радуги, компас, бинокли.
6. Различные часы, безмен.
7. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.
8. Набор для опытов с магнитом.
9. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками, флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).
10. Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
11. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
12. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
13. Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад»
1. Должны быть растения:
- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете : светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);
- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность.
2. Растения характерные для различных времен года:
- осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.);
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник);
- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец, цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина); эксперимен-тальные посевы и посадки.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.
Календарь природы : «Метеостанция»
1. Картина сезона, модели года и суток.
2. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.
3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.
4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5. Календарь наблюдения за солнцестоянием.
6. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т. п.
Альбомы и наглядный материал: арктика и антарктида, деревья и листья, домашние животные и птицы, дикие звери и птицы, животные жарких стран, животные средней полосы, космос, морские обитатели, насекомые, овощи и фрукты, цветы, ягоды лесные и садовые.