Долинская Екатерина
Консультация по экологическому воспитанию «Защита окружающей среды — это дело каждого человека!»
▼ Скачать + Заказать документы
Защита окружающей среды - это дело каждого человека!
Ковалева Н. Н., Долинская Е. Н.
воспитатели
МБДОУ ДС№ 62 «Золотой улей», г. Старый Оскол
Аннотация: в данной статье рассмотрено проблема развития у дошкольников бережного отношения к природе и окружающей среде.
Ключевые слова: экологическое воспитание, привитие детям любви к природе и бережного к ней отношения, экологическое образование, развитие экологической культуры.
Публикация «Консультация по экологическому воспитанию „Защита окружающей среды — это дело каждого человека!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие у дошкольников бережного отношения к природе и окружающей среде.
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность оберегать и заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у него как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы.
В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как нравственное воспитание старших дошкольников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к природе и бережного к ней отношения. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
На сегодняшний день люди часто «не ведают что творят», они не анализируют последствия своих агрессивных и варварских поступков в отношении природы. Образование в области экологии должно приносить осознание влияния экономических, политических и социальных действий на состояние экологии и раскрыть губительность потребительского подхода. Один из результатов экологического образования – формирование у детей активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества. Важно раннее воспитание детей в этих вопросах, так как именно в раннем возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь.
Отношение к природе бережное, познавательное, эстетическое теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные по пониманию ребенком. В наше время проблема экологического образования вышла на первый план. Одна из причин этого кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль педагогов в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста. Человек - это часть природы. Всё начинается с детства. И именно в дошкольном возрасте ребёнок познаёт красоту окружающего мира. Только через общение с природой, можно воспитать отзывчивого и доброго человека. Как надо оберегать, любить и пользоваться дарами природы, надо учить детей с малых лет, а также знакомить с красотой родного края. Если человек ничего не знает об окружающей его природе, не способен видеть её красоты, то и относится он к ней равнодушно.
Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно-экологических установок личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем.
Бережное отношение к природе, включает в себя оказание добрых дел и верных поступков только в тех случаях, когда это необходимо, а для этого ребенок должен знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их хорошего роста и развития. Также особое значение при формировании бережного отношения к природе, имеют знания о живых организмах, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Полученные знания, приобретенные умения в процессе общения ребенка с природой помогают ему понять конкретные ситуации в поведении животных, о состоянии растений, дать правильную оценку и адекватно на них реагировать. Некоторые формы поведения ребенка с природными объектами, могут служить критерием оценки уровня его экологической образованности. Осознанный характер отношения к окружающему проявляется в том, что ребенок может объяснить сам или понять объяснения взрослых, может выполнить самостоятельно отдельные трудовые, действия. У него есть понимание ситуации и знания о потребностях живого существа, также он может включиться в совместный с взрослыми труд, направленный на уход, помощь в выращивании, защите от негативного воздействия окружающих. Усвоенные знания и умения способствуют формированию неприятия к небрежным или жестоким поступкам при контакте с природой, вызывают желание оберегать, защищать и развивать ее.
Именно поэтому, с ранних лет, необходимо объяснять детям, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, более сильные. При этом внимание ребенка нужно заострить на стремлении защищать и заботиться о растениях или животных, возможно на сочувствие к ним, а не на его преимуществе перед ними. Осознание и понимание ребенком своей значимости возвышает его в собственных глазах, он сильнее других существ, поэтому должен заботиться о них. Детям надо на примерах показывать, что растения беззащитны – они не могут сказать, если больно, не могут убежать от опасности. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, его рост прекращается, растение погибает. Следует обращать внимание детей на изменения, которые происходят в природе. Затем вместе придти к выяснению причины происходящего.
Воспитывая в детях бережное отношение к природе, формируется нравственное поведение в деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. Научившись, создавать условия ребенок самостоятельно будет заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых.
Таким образом, бережное отношение к природе - это компонент экологического образования, который необходимо формировать, развивать у дошкольников. Личность, которая понимает законы природы, влияющие на жизнь человека, бережное отношение которого проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципах природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользовании никогда не нанесет вреда окружающей ее среде.