Вера
Заповедники Оренбуржья. Растительный мир Ащисайской степи: ирис карликовый, солодка Коржинского, тысячелист. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Заповедники Оренбуржья. Растительный мир Ащисайской степи :ирис карликовый, солодка Коржинского, тысячелистник.
Задачи:
Образовательная: сформировать представления детей о растениях Буртинской степи;
Закреплять умение решать примеры в пределах десяти;
Продолжить формировать умение делить слово на слоги;
Темочки:
- Заповедники и национальные парки
- Ирис, ирисы
- Оренбургская область
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Развивающая: развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды;
Продолжить развивать умение отвечать полным ответом на вопросы;
Продолжить развивать умение закрашивать рисунок, не выходя за контур;
Закреплять умение составлять предметы из частей;
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к природе.
Методы: Беседа, вопросы детям, сюрпризный момент (предварительная работа, работа в группах, парах, дифференцированный подход с учетом умений навыков детей).
Приё мы руководства деятельностью детей в ОД:
1. Приё мы постановки цели и мотивации деятельности детей: комментирование.
2. Приё мы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование и вывод.
3. Приё мы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, моделирование.
4. Приё мы поддержание интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов деятельности.
5. Приё мы оценки : поощрение, взаимопомощь детей.
Виды детской деятельности в ОД:
Коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, физическое развитие, речевое развитие. Оборудование: видео письмо, карта Оренбургской области, билеты на поезд с вопросами, цветы тюльпаны с цифрами, бабочки с примерами, пазл – ирис со сказкой, разрезные картинки с растениями, раскраски, цветные карандаши, смайлики для поощрения детей
План ОД
1. Вводная часть (мотивационная деятельность) 3 мин.
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основная часть (деятельностный подход) : 14 мин.
Определение способа решения проблемы
Планирование
Загадки
Физкультурная пауза
3. Заключительная часть (рефлексия) : 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов. Длительность ОД: 25 минут
Ход образовательной деятельности
Части ОД Содержание Области
1. Вводная часть Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть Вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте своими улыбками поприветствуем друг друга.
Сегодня, в группу пришло видео письмо. Я предлагаю Вам его посмотреть.
Просмотр видео. Постановка проблемы. (В видео фильме говорит мама воспитанницы Кати Ромашечкиной).
«Здравствуйте ребята! Я цветочек. Зовут меня Ирис. Вокруг меня растут разные полезные растения, но как их зовут я не знаю… Растем мы в степи, но как я появился здесь, к сожалению не знаю. Но с Вашей помощью могу узнать. Вы мне поможете? (сделать небольшую паузу, чтобы дети ответили) Дети: Да! Я узнал, что есть сказка, в которой об этом написано, но когда подул сильный ветер эта история порвалась и разлетелась по всей степи. Злой ветер не только порвал и разбросал эти листочки, но и сделал их невидимыми. Чтобы найти листочки со сказкой, Вы должны выполнить различные задания. Я очень надеюсь на Вашу помощь, и буду ждать ответного письма с историей. До свидания ребята!» Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
2. Основная часть 1. Карта. Воспитатель: Ребята, Вы готовы помочь нашему цветочку?
Ответы детей.
Посмотрите пожалуйста на карту. Рассматриваем карту. Где находимся мы, а затем показываю детям Буртинскую степь, куда мы с ними отправимся.
2. Путешествие на поезде. Теперь я предлагаю Вам отправиться в наше путешествие, чтобы помочь нашему цветочку найти части сказок. А на чем мы можем отправиться в степь?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, вы правы, на всем этом мы можем путешествовать, а на чем отправимся мы, вы узнаете когда отгадаете мою загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Воспитатель: правильно ребята, это поезд и он уже нас ждет. Но поезд не повезет нас просто так. Что же нам нужно преобрести, чтобы поезд отправился в путь?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята! Конечно билеты! Но у нас не просто билеты, в поезд мы сможем сесть когда выкупим билеты правильными ответами на вопросы. Начнем?
1. Какое сейчас время года?
2. Какой сейчас месяц?
3. Сколько всего весенних месяцев?
4. Как называется первый весенний месяц?
5. Как называется второй весенний месяц?
6. Как называется третий весенний месяц?
7. Какой сегодня день недели?
8. Сколько всего дней в недели?
9. Сколько выходных?
10. Назовите названия выходных дней недели.
Воспитатель: Молодцы! На все мои вопросы Вы ответили правильно. Теперь отправляемся в путь. Звучит музыка, музыка выключается, значит приехали.
3. Остановка первая полянка.
Воспитатель: Вот ребята мы и приехали. А кто запомнил название степи, в которую мы с вами прибыли?
Дети: Буртинская.
Воспитатель: Правильно ребята. Это Буртинская степь, она находится в Беляевском районе. Смотрите какая тут полянка. Что же на ней растет?
Дети – цветы.
Воспитатель – Ребята, а кто помнит как они называются?
Дети – тюльпаны!
Воспитатель – молодцы ребята! А кто из Вас помнит, в какую книгу занесены эти цветы?
Дети – в Красную Книгу Оренбургской области.
Воспитатель – правильно. А что это значит?
Дети – Это означает, что эти цветы находятся под охраной и их нельзя рвать.
Воспитатель – молодцы! А теперь давайте покажем цветам, что мы им не враги, что не причиним им зла. А чтобы они это поняли, нам нужно правильно разделить слово ТЮЛЬПАНЫ на слоги. По какому принципу мы будем делить это слово на слоги?
Дети – сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель. Правильно ребята, а теперь давайте хором произнесем слово ТЮЛЬПАНЫ по слогам. (три слога)
Воспитатель. Ребята, а посмотрите внимательно, что особенного в этих цветочках?
Дети – на них изображены цифры.
Воспитатель – правильно. А, что еще есть на нашей поляне?
Дети – бабочки, с примерами.
Воспитатель – Ребята, я думаю, что это наше первое задание. А как Вы думаете, что мы должны тут сделать?
Дети – решить примеры, которые находятся на бабочках и посадить бабочку на цветок.
Воспитатель – правильно! Чтобы нам выполнить это задание, я предлагаю Вам разделиться на пары.
3+1=4
2+2=4
3+4=7
9-2=7
7-3=4
5-1=4
2-0=2
1+1=2
Выполняют.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с первым заданием, а теперь давайте внимательно посмотрим, ничего ли не изменилось на нашей поляне.
Находим первую часть сказки.
4. Остановка вторая полянка.
Воспитатель: мы нашли только первую часть, чтобы найти остальные, я предлагаю Вам отправиться дальше. Ребята, встаньте парами, закройте глазки и произнесите эту фразу «Первую часть сказки мы нашли, за второй сейчас пришли».
Воспитатель обращает внимание детей на вторую полянку.
Ребята, давайте рассмотрим С Вами что же тут лежит.
Дети: листья, корень, стебель.
Воспитатель: правильно. А если это все соединить, что получится?
Дети – растения.
Воспитатель – правильно. Сейчас ребята, я предлагаю Вам разделиться на группы и собрать этот пазл.
Дети выполняют задание. Далее знакомство с новыми растениями.
Воспитатель – ребята, посмотрите что у Вас получилось. Растение которое собрала первая группа называется Солодка Коржинского, а растение, которое собрала вторая группа называется Тысячелистник. Оба эти растения растут в Буртинской степи и очень полезны людям.
Солодка Коржинского в полях появляется в мае. Это многолетнее растение. Её люди используют в качестве лекарства. В корнях и корневищах, было обнаружено эфирное масло, которое активно используют в фармакологии. (Объяснить детям, что это значит при изготовлении лекарства).
Тысячелистник бывает двух видов. Тысячелистник обыкновенный и благородный.
Тысячелистник обыкновенный цветет с конца мая по август, тысячелистник благородный — в июне — августе.
Тысячелистник обыкновенный растет повсеместно по лугам, степям, склонам, лесным полянам, опушкам, садам; тысячелистник благородный — по степным склонам, выгонам и у дорог.
Время его цветения с мая по август.
Для медицинских целей используют цветы, листья, соцветия.
Растение обладает своеобразным ароматическим запахом и горьким вкусом. Трава тысячелистника обладает кровоостанавливающими и противовоспалительными свойствами.
Лечебными свойствами обладают оба вида тысячелистника, но более сильными — тысячелистник обыкновенный, который обычно и применяется в медицине.
Тысячелистник — древнее лекарственное растение. Он издавна широко использовался в русской народной медицине.
Вот ребята с какими полезными растениями мы познакомились. Оба эти растения занесены в Красную Книгу
Оренбургской области. Посмотрите, а вот и появилась наша вторая часть сказки. Молодцы! Задание выполнено! А теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)
5. Остановка третья полянка
Ребята, сколько частей сказки мы нашли?
Дети – две!
Воспитатель – посмотрите, эти кусочки напоминают пазл. На что же похожи эти детали?
Дети – цветок Ирис.
Воспитатель – правильно! Но кажется тут чего-то не хватает.
Дети – листиков!
Воспитатель – правильно, а это значит что нам нужно отправиться дальше. Ты на месте покружись, новое задание нам покажись!
Воспитатель – ребята, посмотрите что же такое здесь лежит?
Дети – карандаши, раскраски цветка Ирис.
Воспитатель – правильно! Ирис растет один, а чтобы он не скучал, давайте поможем ему обрести друзей.
Звучит классическая музыка. Дети раскрашивают раскраски.
Воспитатель – умницы! Третье задание выполнено. А вот третья часть нашей сказки. Давайте посмотрим, получился ли у нас пазл?
Дети – да!
Воспитатель – тогда я предлагаю Вам взять свои рисунки, их вместе со сказкой мы отправим Ирису по почте.
Возвращение в группу.
Ты на месте покружись, снова в группе окажись.
Воспитатель – вот м и снова в нашей группе. Присаживайтесь на стульчик, и давайте скорее прочитаем сказку, которую так хотел найти Ирис.
Работа со сказкой.
Сказка.
Эта история произошла очень давно. В то время ни тебя, ни меня не было на свете. Однако, растения умели разговаривать. Но делали они это тогда, когда никто не слышал, чтобы никто не мог подслушать их разговоры и узнать тайны…
Весна никак не хотела приходить в этот степной, красивый край. Все было заметено снегом, и, казалось, что он никогда не растает. Но ничто не может быть вечно… Снег начал сходить, хлынули ручьи, река Урал вышла из своих берегов, затопила все поля, луга. Ащисайская степь стояла в воде, но и это не может быть вечно. Выглянуло весеннее солнце, вода стала постепенно уходить. И вот наконец в степи стали появляться первые растения.
Появились и лекарственные растения Солодка Коржинского и Тысячелистник. Свои названия они знали по разговорам людей. Да-да, в то время растения могли не только разговаривать, но и понимать человеческий язык. Эти два растения каждый год появлялись в одном и том же месте. Они были многолетние. Они считали себя друзьями и каждый год, просыпаясь после зимней спячки, вели долгие разговоры до своего следующего зимнего сна. И сейчас, проснувшись они завели диалог.
- Здравствуй Солодка! Как прошла твоя зимняя спячка?
- Здравствуй Тысячелистник! Хорошо все. Мне снились прекрасные сны. Они были о том, какое я нужное растение! Люди используют меня для своего здоровья, и это прекрасно! Я очень полезна! Не каждый может этим похвастаться. Люди берегут меня, чтобы на следующий год в этом месте я вновь распустила свои лепестки. Посмотри, сколько моих деток на полях! Мы очень полезны людям!
Солодка любила похвастаться тем, что она очень полезное и нужное растение.
- Но-но! Возмутился тысячелистник. Ты не одна такая нужная! Я тоже очень полезен людям, однако не кричу об этом каждую минуту. Сказал Тысячелистник и надолго замолчал. Уж очень он не любил когда Солодка начинала хвастаться.
Так проходили дни. Тысячелистник и Солодка находились в ссоре, пока однажды…
Солодка! Солодка! Кричал Тысячелистник, посмотри скорее что это такое? Какое-то странное растение. Откуда оно могло здесь появиться?
Солодка посмотрела вниз и увидела маленький, незнакомый росточек. Он был совсем крошкой, но уверенно прорывался к солнышку.
Теперь у Солодки и Тысячелистника появилась новая тема для общения. Каждый день смотрели они на неизвестное растение и ждали, что же будет дальше. Может это ягода, думала Солодка. Нет, отвечал ей тысячелистник. Это скорее всего еще одно лекарственное растение, которое будет очень полезно для людей. И так было и зо дня в день. Однажды утром, когда солнышко припекало особенно сильно, неизвестное растение превратилось в красивый цветок фиолетового цвета. Солодка увидела это первая и завела разговор с цветком.
- Кто ты? Спросила она. Раньше я никогда не видела таких цветов.
- Я не знаю, ответил цветок.
- Какой ты странный. Возмутилась Солодка. Как можно не знать о том, кто ты такой. А откуда ты тут появился?
- Я не знаю. Ответил цветок и загрустил.
Он правда не знал кто он такой и как оказался здесь. Он стоял очень печальный и не замечал своей красоты. Все время думал и думал… Никакой пользы не приношу, думал он. Даже не знаю кто я такой.
В этот миг его мысли прервал Тысячелистник. Он был не только полезным, но и очень мудрым растением.
- Почему ты такой печальный? Спросил он у цветка. Посмотри какой ты красивый!
- Я не знаю кто я. Ответил цветок, поэтому мне грустно.
- Не грусти, ответил Тысячелистник. Я думаю, что скоро мы все узнаем.
Однажды утром в степь пришли женщина с мальчиком. Это были мать и сын. Мальчика звали Ваня. Они пришли погулять в степи и посмотреть на весеннюю красоту. Сынок, говорила мама мальчику, ходи осторожно, чтобы не навредить растениям. Ваня был послушным ребенком и поэтому просто рассматривал красивые растения и цветы. И вдруг мальчик закричал «Мама! Мама! Иди скорее сюда! Ты только посмотри на это!»
Женщина прибежала и увидела незнакомый цветок. Она тоже не знала как он называется, но ей казалось, что раньше она где-то его видела. Она предложила сыну нарисовать цветок на листе бумаги и показать местным жителям. Может кто-то и знает про него. Ваня сбегал домой, взял бумагу и карандаш и зарисовал его. В деревне он стал всем показывать этот рисунок, но никто не знал, как называется этот цветок. Однажды рисунок увидела одна пожилая женщина. Проводи меня к этому цветку, попросила она. Мальчик привел в степь женщину. «Да, сказала она. Я его знаю. Раньше повсюду росли эти цветы, но потом они исчезли», сказала она. Как же так, удивился мальчик. Солодка, Тысячелистник и многие другие растут, а он исчез.
- Это очень просто, ответила женщина. Эти растения во время были занесены в Красную Книгу и стали охраняться, а цветок туда занести не успели.
- Так как же все таки зовут этот цветок? Поинтересовался мальчик.
- Его зовут Ирис. Он очень красивый цветок. Бывает желтого, белого и фиолетового цветов. Цветет он весной, в мае. Он очень хорошо пахнет.
- А пользу он какую-нибудь приносит? И как же он сюда попал? Сыпал вопросами Ваня.
- Да, конечно. Ответила женщина. Его цветки можно использовать в качестве приправ для разных блюд, а его корешки используют для различных масел в косметических целях. А попал он сюда скорее всего из-за разлива, его корешки принесло сюда рекой.
- Какой замечательный цветок! Воскликнул мальчик. Его нужно обязательно сохранить.
Так цветок Ирис был занесен в красную книгу Оренбургской области.
Когда люди ушли, растения оживились. Кто-то поздравлял цветок с обретенным именем, кто-то просто говорил, что он красивый. А Тысячелистник сказал «Я же говорил, что скоро все прояснится». Ирис, обретя наконец свое имя, зацвел с удвоенной силой, а благодаря маленькому мальчику цветок оказался под охраной и через год весной он зацвел уже не один.
Воспитатель – вот ребята мы и прочитали сказку. Теперь я задам Вам вопросы по этой сказке.
1. Откуда в поле появился цветок Ирис?
2. Кто первый его увидел?
3. Как цветок попал в Красную Книгу Оренбургской области?
4. Какую пользу может принести этот цветок?
Воспитатель – Молодцы! Вы очень хорошо поняли эту сказку. Ребята, а что же просил у нас Ирис в своем видео письме?
Дети – отправить сказку по почте.
Воспитатель – правильно! Я возьму конверт и положу туда сказку, а Вас попрошу принести мне свои рисунки, которые мы тоже отправим Ирису по почте.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД Ребята, Вы большие молодцы! Сегодня Вы очень хорошо поработали. Саша, как ты думаешь, кто сегодня лучше всех работал?
Вика, а как ты думаешь Катя сегодня работала хорошо? Почему ты так думаешь?
А я ребята, думаю что сегодня Вы все очень хорошо поработали. Наше занятие окончено! Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Длительность ОД: 25 мин