Цеденова Марина Юрьевна
Конспект НОД «Животные степи»
Занятие проводилось в группе ОНР среднего возраста, скомплектованной в июне 2018 года. В группе 15 детей, 2год обучение 8 детей, 1 год обучения – 7 детей. Дети разделены на две подгруппы по речевому уровню, уровню общего развития, способности логически мыслить. На занятии присутствовало 6 детей.
Тема занятия: «Животные степи».
Цель: закрепление представлений о животных степи.
Публикация «Конспект НОД „Животные степи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование навыков словообразования (образование притяжательных прилагательных, грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений, употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами). Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. Закрепление понятия гласные звуки. Выделение гласных звуков в односложных и двухсложных словах.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование.
Демонстрационный материал: презентация, предметные картинки с изображениями животных степи, ИКТ, аудиозаписи «Степь», звуки природы, художественное слово.
Раздаточный материал: предметные картинки с изображениями животных степи, кружочки красного и синего цвета, схема слова.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Структура занятия (из 3 частей):
а). Вводная часть. Организация детей:
• Предложена проблемная ситуация, стимулирующая активность детей. Создана мотивация, направленная на поддержание интереса к занятию; использовались приёмы, содержащие занимательность, проблемную ситуацию, сюрпризность, загадочность.
• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания)
б). Основная часть занятия:
• Детям предложено отгадать загадки и объяснить, по каким признакам они поняли, о каком животном идёт речь.
• С помощью упражнения «Чей, чья, чьё, чьи?» у дошкольников совершенствовались навыки словообразования (образование притяжательных прилагательных).
• В игре «Кто, где спрятался?» закреплялись простые предлоги.
• В игре «У кого кто?» уточнили и закрепили названия детёнышей.
• Физминутка «Звериная зарядка».
• Упражнение «Найди гласные звуки» на развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
в). Заключительная часть занятия:
• Детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации - упражнение «Где мы были, что видели?».
• Подведение итога (рефлексия).
Длительность занятия соответствовала требованиям САНПИНа – 20 мин.
Были использованы следующие методы:
• наглядный,
• словесный,
• практический.
Предварительная работа. Беседа о животных степи, их внешнем виде и образе жизни. Заучивание стихотворения Григория Кукареки «Хорошо в степи весной». Разучивание физминутки «Звериная зарядка».
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее была создана проблемная ситуация.
На протяжении занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, постоянно обращала внимание на речь детей:
• добивалась полных ответов, ставила поисковые (проблемные) вопросы;
• создавала условия для диалога с детьми.
Дошкольникам были предложены следующие игры и упражнения: «Кто, где спрятался?», «У кого кто?», «Чей, чья, чьё, чьи?», «Найди гласные звуки», «Где мы были, что видели?».
В ходе занятия, для раскрытия возможностей каждого ребенка, использовала дифференцированный подход. Формы организации детей: подгрупповая и индивидуальная.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка «Звериная зарядка».
Деятельность детей на занятии: В процессе занятия дети были активны, Сохранялся интерес на протяжении занятия. Дошкольники были внимательны.
ВЫВОДЫ: при подведении итогов попросила детей высказаться о том, что им понравилось, что не понравилось или непонятно. Для того, чтобы закрепить у малышей ситуацию успеха, старалась робких детей подбадривать и хвалить. На будущее в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми запланирую следующее: продолжить работу по формированию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, по расширению активного и пассивного словаря. Считаю, что все поставленные программные задачи удалось реализовать.
Логопед: Посмотрите, ребята, сколько сегодня у нас гостей? Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки (дети приветствуют гостей).
А теперь, мои друзья, все внимание на меня.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Ребята, приглашаю вас на прогулку в степь.
Ну – ка, дети покружитесь, и в степи все окажитесь.
СЛАЙД 2.
"Вот и степь с своей красою"
Вот и степь с своей красою -
Необъятная кругом -
Развернулась предо мною
Зеленеющим ковром.
(Иван Захарович Суриков)
СЛАЙД 3.
Логопед: Ребята, что – же произошло в степи?
Голос. Наступила долгожданная весна. Птицы, радуясь солнцу и теплу, запели свои весенние песни. Их громкое пение эхом раздавалось по округе и разбудило злой ветер Ураган на соседнем холме. Поднялся Ураган над своим домом, закружил, заметался.
- Кто посмел потревожить мой сон? – громыхнул он.
Злой, могучий Ураган поднял огромное облако пыли и накрыл им всю степь. Даже солнце скрылось в этом облаке. Что бы снять заклятие злого ветра, надо выполнить все его задания. Только тогда снова взойдёт солнце, запоют птицы, и в степь вернутся дикие животные.
Логопед: Злой Ураган заколдовал степь. Что же делать?
Дети: Ответы детей.
Нам необходимо отгадать его загадки, чтобы помочь степным обитателям.
СЛАЙД 4.
Логопед: (загадывание загадок)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее…
Дети: Лиса.
Логопед: Как вы отгадали?
Дети: Она рыжая, у нее пушистый хвост.
Логопед: Правильно. Лиса, какая?
Дети: Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.
Логопед: Шерсть - блестяща, шелковиста,
Отливает сединой,
Сам ушастый и косой.
В зиму шубку одевает,
По весне она линяет,
Цвет при этом не меняет.
Дети: Заяц-русак
Логопед: Как вы узнали?
Дети: Он - ушастый и косой. Он не меняет цвет шубы.
Логопед: Правильно, заяц.
Про него что скажем?
Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый.
Логопед: Серая шкура, зубастая пасть,
Всегда кровожаден и зол.
В отару к овечкам мечтает попасть,
Разбойник, зовут его — …
Дети: Волк.
Логопед: Какие признаки помогли вам понять, что это волк?
Дети: У волка серая шкура, зубастая пасть. Он охотиться. Волк кровожадный и злой.
Логопед: Правильно. Волк, какой?
Дети: злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.
Логопед: Он к жаре привычный,
Он – бегун отличный.
С коротким он хвостом,
А нос его горбом.
Дети: Сайгак.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Он – отличный бегун. У него короткий хвост, а нос горбом.
Логопед: Правильно. Сайгак какой?
Дети: быстрый, пугливый, большой, коричневый.
Логопед: Воду очень редко пьет-
Как-то без нее живет.
Когда нору он копает-
Землю грудью выгребает.
А когда в степи гуляет,
Свою норку закрывает.
Задние ноги велики-
Ими делает прыжки.
Дети: Тушканчик
Логопед: По каким признакам вы поняли, что это тушканчик?
Дети: Он редко пьет воду. У него длинные задние лапки, с их помощью он делает прыжки. Тушканчик копает нору.
Логопед: Правильно. Тушканчик какой?
Дети: Маленький, быстрый, шустрый, серый.
Логопед: Посреди большой степи
Вырос столбик из земли.
Стоит – по сторонам глядит,
Короткой шерстью он покрыт.
При опасности свистит
И юркнуть в норку норовит.
За щеками есть карманы –
В них он зернышки несет,
Запасы в норке создает.
Дети: Суслик
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Он стоит столбиком. У него короткая шерсть, за щеками есть карманы. При опасности суслик свистит.
Логопед: Правильно. Суслик какой?
Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый.
СЛАЙД 5.
Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»
Логопед: Повстречались в степи лиса и волк. И давай себя нахваливать. У меня пушистый рыжий хвост. Он лисий. А у меня пушистый серый хвост. Он волчий.
СЛАЙД 6.
Ребята, пушистый рыжий хвост чей? (лисий) А пушистый серый хвост чей? (волчий)
У меня красивая рыжая голова. Она лисья. А у меня красивая серая
голова. Она волчья.
Красивая рыжая голова чья? (лисья) Красивая серая голова чья? (волчья)
У меня маленькое рыжее туловище. Оно лисье. У меня большое серое туловище. Оно волчье.
Маленькое рыжее туловище чьё? (лисье) Большое серое туловище чьё? (волчье)
У меня тонкие рыжие лапки. Они лисьи. У меня мощные серые лапы. Они волчьи.
Тонкие рыжие лапки чьи? (лисьи) Мощные серые лапы чьи? (волчьи)
СЛАЙД 7.
Игра «Кто, где спрятался?».
Логопед: Все звери испугались и разбежались. Посмотрите внимательно и скажите, кто, где находится.
Откуда выглядывает суслик? В чём спрятался тушканчик?
Где идёт ёжик? Через что перепрыгивает заяц?
За что спряталась лиса? Под чем лежит волк?
Игра «У кого кто?»
Логопед: Ребята, злой ветер напугал детенышей степных животных. Они все потерялись. Как нам быть?
Дети: Давайте вернем детенышей родителям.
Логопед: Кого ищет лиса? Кого ищет сайга? Кого ищет ежиха? Кого ищет зайчиха? Кого ищет волчица? Кого ищет мышь?
Логопед: Молодцы, помогли животным найти детёнышей. Выходите – ка, ребятки, на звериную зарядку.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте) Встанет суслик перед норкой (Повороты головы) И покрутит он головкой. Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают) Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)
Упражнение «Найди гласные звуки».
Логопед: Ребята, злой ветер Ураган приготовил трудное задание?
Это кто? (Лиса) А это слово лиса. Какие гласные звуки есть в слове лиса? (и,а) Сколько гласных звуков в слове лиса? (два) Значит, сколько гласных звуков вы обозначите? (два) Каким цветом? (красным). Почему? (Потому что это гласные звуки).
Это кто? (Волк) А это слово волк. Какой гласный звук в слове волк? (о) Сколько гласных звуков в слове волк? (один) Сколько кружочков вы выложите? (один) Какого цвета? (красного). Почему? Потому что это гласный звук.
Это кто? (Суслик) А это слово суслик. Какие гласные звуки есть в слове суслик? (у,и) Сколько гласных звуков в слове суслик? (два) Значит, сколько гласных звуков вы обозначите? (два) Каким цветом? (красным). Почему? (Потому что это гласные звуки).
СЛАЙД 8.
Логопед: Ребята, рассмотрите картинки, расскажите, что вы видите на них.
Упражнение «Где мы были, что видели?»
Лисёнок нюхает жука.
Логопед: Какой лисёнок нюхает жука?
Маленький, любопытный лисёнок нюхает жука.
Зайцы бегут по степи.
Логопед: Какие зайцы бегут по степи?
Испуганные зайцы бегут по степи.
Сайгаки пришли на водопой.
СЛАЙД 9.
Логопед: Какие сайгаки пришли на водопой?
Уставшие сайгаки пришли на водопой.
Тушканчик прыгает по земле.
Логопед: Какой тушканчик прыгает по земле?
Маленький тушканчик прыгает по земле.
СЛАЙД 10.
Волки идут на охоту.
Логопед: Какие волки идут на охоту?
Серые, злые волки идут на охоту.
Суслик стоит возле норы.
Логопед: Какой суслик стоит возле норы?
Маленький, забавный суслик стоит возле норы.
СЛАЙД 11.
Логопед: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями злого ветра. Над степью снова светит солнце, поют птицы, животные радуются весне. Скажите, пожалуйста, вам понравилась наша прогулка в степь? А что именно вам понравилось? Может что – то не понравилось или что – то не понятно? Степь за то, что вы помогли ей избавиться от заклятия злого ветра Урагана, передавала вам сюрприз.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Ну – ка, дети покружитесь, в детский сад все возвратитесь.