Валентина Сметанина
Занятие по развитию речи «Наш родной русский язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовленной к школе группе на тему: «Родной наш русский язык»
Цель: дать понятие «национальный язык», учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными; развивать звуковую культуру речи; обогащать словарь.
Публикация «Занятие по развитию речи „Наш родной русский язык“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование. Телеграмма от радуги, три карточки с отгадками, в которых пропущены некоторые буквы (на каждого ребёнка, таблица «Скажем красиво»; «Загадочный кроссворд», ИКТ.
Ход занятия:
Беседа:
Воспитатель: На сегодняшнем занятии я хотела бы поговорить о русском языке и его роли в жизни каждого из нас.
Мы с вами общаемся друг с другом и понимаем о чём идёт речь, потому что мы с вами с рождения слышим и учимся говорить на русском языке – это национальный язык великого русского народа, частью которого мы все и являемся.
В разных странах есть свой национальный язык.
Например, во Франции говорят на … (французском ответ детей, на Украине – на (украинском ответ детей, в Италии - на (итальянском ответ детей).
Язык создаётся народом, в нём есть свои правила произношения и написания и некоторые из них вам уже знакомы.
Предлагаю вам продолжить путешествие по изучению секретов и богатства родного нашего русского языка.
1. «Телеграмма»
– Сегодня… Внимание! Радуга прислала телеграмму, в которой написано следующее:
«Всем следопытам! Югославский писатель Душан Родович ищет матросов для корабля «Сангл-бангл-тингл-таг».
Воспитатель: Вы смогли понять название это корабля?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, потому что это югославский язык, а не наш русский.
Что это за корабль – мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.
Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесёт».
Ребята, внимание! Каждый из вас
Может попробовать прямо сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Воспитатель читает стихотворение, а дети по ходу чтения произносят название корабля.
– Вот мы и научились произносить это трудное слово. Значит, у нас есть шанс стать настоящими матросами на этом корабле.
2. Загадки
– Чтобы отправиться в плавание, надо выполнить задания: разгадать загадки, чётко произнести отгадки и впечатать недостающие буквы на карточках. (работа с карточками и параллельно ИКТ)
Живёт спокойно, не спешит. По реке плывёт бревно –
На всякий случай носит щит. Ох, и злющее оно!
Под ним, не зная страха, Тем, кто в речку угодил,
Гуляет … (черепаха). Нос откусит … (крокодил).
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
И всё же называются
Они – морские … (свинки).
Е Е А А О О И И И
3. Сказка
– Молодцы! Вы достойны быть матросами на корабле. Кстати, как он называется? (Сангл-бангл-тингл-таг.) Итак, отплываем, а пока плывём, полюбуемся прекрасными картинами природы и найдём нужные слова для описания их красоты. Я прочту вам сказку о словах, которые могут рисовать мир в красках. (использование ИКТ)
Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои карандаши, правда? Слышишь, говорит красный:
– Я – мак, я – огонь, я – знамя!
Вслед за ним откликается оранжевый:
– Я – морковь, я – апельсин, я – заря!
Жё лтый тоже не молчит:
– Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце!
И зелё ный шелестит:
– Я – трава, я – сады, я – леса!
И синий не отстаё т:
– Я – колокольчик, я – чернила, я – море!
И фиолетовый шепчет:
– Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки!
Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают цветные карандаши.
– Глядите! – говорит красный, – радуга – это я!
– И я, – добавляет оранжевый.
– И я, – улыбается жёлтый.
– И я, – ликует зелёный.
– И я, – воскликнул голубой.
– И я, – веселится синий.
– И я, – смеётся фиолетовый.
(М. Стоян)
– И все рады: в радуге над горизонтом – и знамёна, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Посмотрите на небо над лугом после дождя, и вы увидите там огромную разноцветную дугу. Это радуга. Она напоминает арку, ведущую в сказочную страну.
4. Задание «Скажи красиво»
Радуга предлагает вам выполнить задание, которое называется «Скажи красиво». (Вывешивается таблица.) Вам нужно подобрать как можно больше красивых слов к предложенным в таблице словам.
Какая? Какой? Какое?
Весна
Радуга
Цветок
Арбуз
Солнце
Дерево
5. «Загадочный кроссворд»
– Следующее задание «Загадочный кроссворд». Впишите в горизонтальные клетки кроссворда слова-отгадки. Если вы сделаете это правильно, то в вертикальных клетках, выделенных цветом, вы прочитаете отгадку к последней загадке.
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
2. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягода? (Рябина.)
3. Что красно снаружи, бело внутри,
С зелёным хохолком на голове? (Редиска.)
4. Деревянная река, деревянный катерок,
И над катером струится деревянный дымок. (Рубанок.)
5. Длинные сосульки вверх растут. (Рога.)
6. Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел, а на самом деле вошёл. (Рубашка.)
7. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга.)
6. Итог занятия.
– Мы побывали в гостях у Радуги. Радуга! Мы покидаем твои владения, но секреты твоих цветов и слов мы не забудем.
Во время нашего путешествия мы узнали, что за каждым словом скрывается яркая красочная картинка. Будем и дальше учить наш родной русский язык, беречь его и гордиться тем, что мы РУССКИЕ.