Ирина Липчанская
Занятия в старшей группе «Знакомства детей с Хохломой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.
2. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т. д.) особенности красок.
3. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.
4.
Публикация «Занятия в старшей группе „Знакомства детей с Хохломой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Методические приемы:
1. Вопросы воспитателя при рассматривании «экспонатов» выставки.
2. Использование грамзаписи.
3. Игра «ярмарка»
4.
Материал:
1. Предметы с хохломской росписью – мебель, посуда.
2. Предметы деревянные с другой росписью.
Ход занятий:
Перед тем, как идти на выставку, воспитатель сообщает детям, что сегодня они пойду на интересную выставку.
Дети сидят на стульях. Перед ними выставлены предметы с хохломской росписью. С одной стороны предметы мебели (стол, стул, скамеечка, с другой стороны разнообразная посуда, перед тем как сесть, воспитатель предлагает пройти и посмотреть все выставленные предметы.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на все эти предметы и сказать, что это за предметы, как назвать одним словом эти предметы «показать на мебель». А как можно назвать одним словом эти предметы? «показать на стол с посудой». Что общего все у этих предметов, какие они? Если дети затрудняются, спросить: «Из чего они все сделаны?» Да, все эти предметы деревянные, красивые? «Узоры красивые» А кто знает, как называется такая роспись? Если дети не ответят, сказать самой. Ребята, это, хохломская роспись.
Предложить всем детям повторить хором, потом спросить нескольких детей индивидуально.
Воспитатель: Это все хохлома. Наша выставка называется «Хохломская роспись». Давайте рассмотрим крышку стола. Что вы видите в этом хохломском узоре?
Дети: Мы видим листики, завитки травку, ягоды.
Воспитатель: А какие эти ягоды?
Дети: Рябина, смородина.
Воспитатель: А что мы можем сказать про узор на скамейке (стуле). Есть что-то общего с узором на столе?
Дети: Да, и там и здесь есть листочки, ягоды, травка, завитки.
Воспитатель: А одинаковые листочки?
Дети: Нет, они другой формы.
Воспитатель: А ягоды?
Дети: Тоже разные, там рябина, а здесь смородина или клубничка.
Воспитатель: Вот мы с вами рассмотрели крышку стола и стула. Подумайте и скажите, какие же элементы есть в хохломском узоре?
Дети: Листья, ягода, травка, завиток.
Воспитатель: А что общего между узором на крышке стола и стула? Дима иди, покажи какие элементы здесь одинаковые. Покажи травку на столе и стуле. (Ребенок показывает). Саша, а ты покажи завитки на стуле, и на столе (ребенок показывать).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим предметы посуды. Расскажите, какие здесь элементы хохломской росписи вы видите?
Вызов детей, указкой дети показывают и называют элементы хохломской росписи. После рассматривания воспитатель подводит итог: «Все эти предметы сделали мастера по хохломской росписи. Их сразу же можно отличить от других деревянных предметов по элементам узора (ягоды, травка, завиток, листья) и по особенной окраске.
Воспитатель: Ребята, какие краски вы здесь видите?
Дети: Красная, желтая, Черная, золотая.
Воспитатель: А на каком фоне мастера рисовали свои узоры?
Дети: На черном и золотом.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам расскажу о мастерах хохломской росписи.
Рассказ воспитателя.
Наша страна очень большая. В ней много городов, сел, рек. Одна из самых больших рек-Волга. Если мыс вами сядем на пароход, то через три дня приплывем в село, которое называется Хохлома. В этом селе и делают эти красивые изделия. Много-много лет тому назад крестьяне этого села стали делать такие красивые изделия. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь такую красоту. Но где, же взять простому бедному человеку золото! И тогда придумали они очень интересный способ изготовления такой посуды «золотой» из дерева. Сначала они вырезали из дерева разную посуду - тарелки, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.
Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Теперь в советское время, на фабрике работают много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.
Вокруг села была очень красивая природа. Мастера после работы выходили на лужайку, поляны. На берега рек,В лес, отдыхали, видели красивые цветы, кусты, деревья и потом всю эту красоту переносили на свои узоры. Вы видите во всех узорах только растения, здесь нет птиц, животных, а только растения. Очень любили люди на красивых полянах петь песни, водить хороводы. Представьте себе, что вы вышли вместе с мастерами на такую поляну, давайте мы с вами попляшем под русскую народную музыку, под которую водили свои хороводы мастера из села Хохлома.
Физкультминутка.
Под русскую народную мелодию дети свободно пляшут.
Воспитатель: Отдохнули? Вот и мастера отдохнут, а потом приходят на свои места и продолжают свою работу. Вам нравятся хохломские изделия? Давайте еще раз на них полюбуемся и рассмотрим. (рассматривают предметы посуды).
Какие элементы хохломской росписи вы тут видите? Какой фон? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы сможете найти предметы с хохломской росписью. У меняна столе много разных предметов. Как вы думаете, что общего у всех этих предметов? (ответы детей)
Если дети затрудняются, подсказать: «из чего они все сделаны?».
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Да, все эти предметы деревянные. А еще что у них общего (ответы детей).
Если дети затрудняются, подсказать: Они просто деревянные или на них что –то нарисовано?
Дети: Эти предметы расписаны разными узорами.
Воспитатель: Да, все эти предметы расписаны разными узорами. Вот сейчас попробуем среди всех этих предметов найти хохломские изделия.
Воспитатель называет детей. Вызванный ребенок должен не только выбрать предмет, но и объяснить, почему он решил, что это хохломские изделия, т. е. назвать элементы хохломской росписи.
После игры воспитатель обращается к детям: Я вам уже говорила, что мастера продавали свои изделия, где? На ярмарке. Вот сейчас у нас с вами тоже будет ярмарка.
Воспитатель одевает красивую шаль, берет поднос, на котором лежит ложки и хохломской и с другой росписью.
Воспитатель: Вы все можете на ярмарке купить себе ложку. Но одно условие, покупать можно только хохломские ложки. Будьте внимательны и берите у меня только хохломские ложки.
Воспитатель предлагает детям подойти к ней или сама обходит всех детей и предлагает каждому выбрать себе ложку. Когда все дети купили себе ложку, воспитатель проходит и выбирает тех, кто купил себе не хохломскую ложку. Предлагает найти на его ложке элементы хохломы.
Воспитатель: На твоей ложке есть завитки? А ягоды? А травка? А листочки? Ничего нет, значит это хохломская ложка или нет, ты был не внимательный и купил себе не то, что просила.
После анализа Покупок воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Сегодня, ребята. Мы с вами узнали о мастерах интересной росписи по дереву. Как эта роспись называется? Да, хохломская, хохлома. Такую роспись могут делать только на нашей родине, в России и больше нигде. Вот какие прекрасные мастера живут и трудятся в нашей стране. Когда вы вырастите, может быть, кто-то из вас тоже станет, мастером хохломской росписи и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы с вами сейчас любуемся вот этими красивыми хохломскими изделиями.