Марианна Таишева
Занятие по физической культуре для детей 6–7 лет с затруднением в ходьбе, вызванное ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в своей практике мы столкнулись с детьми, которые испытывают трудности при передвижении во время занятий. Имеется ввиду слабо выраженное ДЦП, сильное косолапие, нарушенная координация движений и ориентация своего тела в пространстве. Основная особенность состоит в том, что дети с ОВЗ занимаются вместе с детьми 2 и 3 группы здоровья, поэтому вероятность падения, столкновения возрастает.
Публикация «Занятие по физической культуре для детей 6–7 лет с затруднением в ходьбе, вызванное ДЦП» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Дети с ОВЗ медленнее перерабатывают информацию, хуже воспроизводят движения. Им требуется больше времени на освоение двигательного действия. Для лучшего осознания движения мы предлагаем ребёнку сопровождать свои действия проговариванием по заданному алгоритму.
В начале учебного года мы знакомим детей с положением спортинвентаря и оборудования в физкультурном зале. Когда они начинают ориентироваться в зале, приступаем к движениям.
Занятие начинается с построения, контроля и коррекции осанки, активизации воспринимающих систем (зрительная, слуховая, вестибулярная). Далее, обычная ходьба, спортивная ходьба, бег, где обращаем внимание на постановку стопы, координацию движений рук и ног, положение туловища и удержание головы. Ребёнку с легкой формой ДЦП сложно поставить ногу с пятки на носок, поэтому дополнительно стараемся отработать эту фазу.
Для этих детей любое отличие от привычного выполнения движения является усложнением. Первое, разновидности ходьбы : ходьба спиной вперёд приставной шаг правой или левой ногой вперёд, приставной шаг правым левым боком и другие виды ходьбы. Второе, усложнения ходьбы : 1) по ограниченной поверхности (ходьба боком приставным шагом по канату, по скамейке, по ребристой доске, по прямой линии, 2) перешагивание через предметы, 3) ходьба с кружением, 4) с закрытыми глазами на звуковой ориентир, 5) с замедлением, ускорением, 6) с утяжелителями, 7) на разных поверхностях (пол жёсткий, щетинистое покрытие «колючее», маты мягкие). Всё перечисленное касается бега, ползания.
В ходьбе на восстановление дыхания мы обращаем внимание на то, что сейчас мы дышим медленно и редко, а в беге — быстро и часто.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) выполняются без предметов и с предметами для эмоционального настроя и развития физических качеств.
Основная часть занятия состоит из прыжков, передвижений в упоре и висе, ползания, лазания, перекатов. Если детям сложно воспринимать упражнение целиком, мы разбиваем его на более простые действия.
Прыжки начинаются с исходного положения и проговаривания фаз прыжка: «Приготовиться, замах, на две!». Важно сделать акцент на сильном точке двумя ногами, сочетании работы рук с толчком и приземлением. Мышцы ног должны быть подготовлены к сильному толчку, а вестибулярный аппарат к сохранению равновесия при приземлении. Детям с ДЦП сложно выполнять прыжки. Перед прыжками всей группой выполняем растяжку для ступней и коленей: голеностопный сустав растягиваем руками вправо-влево, на себя-от себя, вращаем; в коленном суставе отведение-приведение, подтягивание к груди, отвести назад, вращение.
Передвижения при помощи рук и ног выполняются из разных исходных положений, акцент делается на упор руками. Упражнения служат для укрепления суставов и мышц. Отрабатываем каждую фазу движения по команде «Замри!» и особенно ту, в которой ребёнок испытывает затруднения. Например упражнение, упор присев на левой, правая в сторону. При объяснении, инструктор ФК проговаривает и показывает: «Упор правая», продвигая руки в упоре вперёд и вслед за этим выставляя прямую правую ногу вправо. То же самое влево: «Упор, левая». Для осмысления задания предлагаем детям проговорить действия инструктора ФК хором. Далее дети проговаривают и выполняют упражнение самостоятельно с соблюдением дистанции. В этот момент инструктор ФК может оказать помощь к ребёнку индивидуально.
Передвижения в висе используются для укрепления суставов верхних конечностей. Мы начинаем с передвижения в висе стоя на коленях, далее вис в приседе, вис стоя, вис на руках. Именно подобная последовательность даёт постепенное увеличение нагрузки на плечевые суставы. Обращаем внимание на хват руками перекладины: четыре пальца сверху, большой снизу.
Ползания и лазания развивают координацию движений рук и ног. Внимание ребёнка фиксируется на попеременном движении рук и ног. В ползании на животе руки вытягитваются вперёд, колено сгибается в сторону.
В лазании сначала выполняют движения раздельно: «Рука, нога, рука нога». Постепенно переходят к одновременной перестановке руки и ноги (либо одноимённо, либо перекрёстно).
Перекаты делятся на перекаты прямым туловищем, руки вверху и перекаты с упором на предплечья. Они используются для тренировки вестибулярного аппарата. В перекатах все части тела перемещаются одновременно. В перекате с упором на предплечья исходное положение: сед на пятках, упор на предплечья, шея на уровне спины, лицо вниз.
Смена ощущений позволяет длительное время сохранять мотивацию к выполнению заданий, положительный эмоциональный настрой отодвигает порог утомления. В результате одно и то же движение, ребёнку не надоедает отрабатывать в течении нескольких занятий.