Елена Курлович
Занятия как форма развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальных способностей воспитанников ДОУ, формирование начальных основ музыкальной культуры и общей духовной культуры требует систематичного и планомерного подхода к реализации данного педагогического процесса. Существуют различные формы организации музыкальной деятельности. Основной и проверенной временем формой развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста являются занятия. Если обратиться к словарю С. И. Ожегова, то лексическое значение этого слова связано с однокоренным словом «занять» - заполнить собой какое-нибудь пространство, промежуток времени. Само понятие предполагает какую-то деятельность, активность, увлечённость, интерес и любознательность. Ведь самое главное для музыканта-педагога на занятии – вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, создать социальную ситуацию развития музыкальных способностей дошкольников, обеспечивая им психологический комфорт и развивающее обучение. При выполнении этой главной задачи решаются и другие задачи: формируются основы эстетического вкуса, приобретаются необходимые умения и навыки, которые дети могут применять в самостоятельной деятельности.
Публикация «Занятия как форма развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Общепринято выделять три основных музыкальных способностей, составляющих, так сказать, ядро музыкальности (музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала.) : ладовое чувство (эмоциональное переживание, перцептивный эмоциональный компонент музыкального слуха, взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты, музыкально-слуховые представления (способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий, репродуктивный компонент музыкального слуха, чувство ритма (восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке).
Прежде чем перейти к процессу развития музыкальных способностей дошкольников на музыкальных занятиях, необходимо вспомнить и уточнить их классификацию и структуру музыкального занятия. (Схема)
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с целью выявления возможностей каждого ребёнка. В них нуждаются не только отстающие дети, дети с ОВЗ, часто болеющие, но и опережающие в развитии своих сверстников – одаренные дети. Ведь ориентир на средний уровень развития музыкальных способностей отрицательно сказывается на развитии способных и одарённых детей, снижается и уровень развития всех остальных детей, т. к. исчезает возможность соперничества.
Фронтальные занятия проводятся со всей возрастной группой детей, где представлены все виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.