Анохина Лариса
Занятия: «Что такое лес?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.
2. Развивать эмоционально - нравственную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).
3. Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.
Материалы и оборудование: слайды с изображениями диких животных, деревьев, птиц, магнитная доска, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия:
I. Психогимнастика «Дружные ребята»
Собрались все дети в круг
Публикация «Занятия: „Что такое лес?“» размещена в разделах
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).
II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите на экран. (изображение книги, альбома) В этой книге живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.
В этой книге –
Увидите сами! –
Картинки живые:
С хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Есть здесь мохнатые,
Есть и пернатые,
Стройные очень и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались?. (животные).
Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь. (После правильного ответа, картинка с животным появляется на экране)
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами (ёж).
- Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы (заяц).
- Здесь рыжая красавица
Вышла на тропинку,
Хочет всем понравиться –
Выгибает спинку (лиса).
-Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк).
-Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Кто сушит на зиму грибы (белка).
- У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём (сова).
- Ну, а это что за птица?
Не ворона, не синица.
Примостилась на суку
Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (кукушка).
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга (муравей)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие, лесные). А еще почему (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)
Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных. А кто знает, как надо вести себя в лесу?
Дети перечисляют правила поведения:
- Не ломать деревья.
- Не рвать цветы.
- Не разорять птичьи гнёзда.
- Не убивать животных.
- Не разрушать муравейники.
- Не оставлять мусор в лесу и т. д
Педагог задает детям вопрос? Для чего человек должен бережно относиться к лесу, беречь его и охранять? (лес - это дом для животных, птиц, растений)
Ой, а это что такое? (достает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:
«Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».
Лесные жители.
Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. (звучит музыка " Это называется природа ").
Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.
Психогимнастика
Ребята, а кого можно встретить в лесу? Поиграем в игру «Теремок».
Дети ходят по кругу и говорят:
"Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок. не высок, не высок".
В теремок зайдет тот, кто назовёт животного, который похож чем то на мишку
Дети отвечают : В лесу можно встретить ёжика, который тоже засыпает зимой. Зайчика, у которого тёплая шуба и т. д. (Волк - похожа лиса, так же любит мясо, охотится на зайцев, Еж - похожа белка так же любит грибы, Белка - похожа лиса, рыжая, пушистый хвост
III. Практическая работа.
Какие деревья растут в лесу?
Берёза - опишите это дерево (белый ствол с черными крапинками, высокая, похожа на дерево невесту, это символ России)
Ель - расскажите как выглядит это дерево (вечнозеленое дерево,
про нее говорят зимой и летом одним цветом, хвойное дерево) ,
Дуб - как выглядит это дерево? (Могучее дерево, толстый ствол, сильные корни, его плоды желуди) (появляются картинки на экране).
У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны, корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы питательные вещества нужные для роста дереву, А чем покрыт ствол дерева? (ствол дерева покрыт корой). Она защищает его от морозов и от жарких солнечных дней. Ветви и листья образуют крону дерева. Зимой деревья как и некоторые животные, погружаются в сон : не питаются, не растут. А как вы думаете почему? (Мало света, тепла, влаги)
Зимой почки деревьев какие? (твердые, закрытые)
А весной, земля оттаивает, солнышко пригревает, начинается движение соков по веточкам, что тогда происходит с почками? (набухают, появляются первые листочки)
Летом деревья расцветают, а осенью листочки желтеют и опадают, опавшие листья согревают корни деревьев. Одни животные используют эти деревья, как столовую,для них это еда, птицы и зайцы могут питаться почками и корой деревьев, для других животных дерево – это дом.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревце
Ветерок все тише - тише
Деревце все выше - выше (сопровождаем движением рук)
- Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.
- А чем питается белочка? (на экране высвечиваются разные картинки, дети должны выбрать правильные орехи, жёлуди, грибы).
- На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).
- А орехи на чём растут? (На орешнике).
- Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник.) А почему Вы так решили? (нет ствола, у кустарника несколько стволов). Молодцы, вот орешник для белочки столовая, она питается орешками.
- А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник, малину, жасмин.).
- Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.
- Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива, папоротник –появляются с ответами детей на экране картинки). Ребята, в лесу растёт ещё мох, вот посмотрите и попробуйте какой он (пробуют на ощупь (мягкий, холодный, приятный). А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые колокольчики на зелёной ножке. (картинка на экране) Попробуйте вдохнуть их аромат. (вдыхают воздух,в воздухе аромат ландыша)
- Ребята, слышите, мне кажется, что за елью прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).
- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).
- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.
- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).
- Каких птиц вы знаете?
-Дятел.
Звучит музыка стук дятла (появляется картинка, закуковала кукушка (пение кукушки). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова). (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
А теперь ребята, мы много узнали про лес, его жителей, давайте с вами на память нарисуем картину нашего леса (коллективная работа, нетрадиционные методы аппликации с использованием манки покрашенной в зеленый цвет и зеленых салфеток) работу выполняют по музыку " Весенний лес"
V. Итог занятия
Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё : и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес.
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями)
(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).
-Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях : на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи. А все жители леса благодарят нас за оказанную помощь, и вот прислали нам в благодарность сладкие орешки.