оксана высоких
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
• уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- формировать навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;
- развивать связную речь; побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оздоровительные приемы:
-развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.
Оборудование: ТСО презентация, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Воспитатель: к нам сегодня пришел «волшебник», который умеет дарить тепло и ласку. Послушайте и догадайтесь:
Утром ранним,
Кто-то странный,
Заглянул ко мне в окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно. (на экране появляется солнышко)
Это солнце заглянуло.
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
В: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)
В: А вот о чём мы будем говорить на сегодня вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник зацветет.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
( дети договаривают хором: весна).
Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: о весне
В: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова.
Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.
Дети просят весну принести : хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. 9Садятся на стульчики).
II. Основная часть.
В: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времё н года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, полным ответом: Это весна, потому что тает снег,. с крыш капают сосульки,. и т. д.).
В: Молодцы, вы правильно подобрали слова. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года» - я буду бросать вам мяч и называть признаки, а вы называете время года.
В: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение ласковыми лучами солнышка.
1. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Еще иногда идет снег. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
- Какое весной солнышко? (дети подбирают признаки)
2. Упражнение на дыхание
Скажите, а какое весной небо? (дети подбирают признаки). Предлагаю подуть на облака, выполнить упражнение на дыхание:
Я подую высоко, (дуют поднявшись на носочки)
Я подую низко. (приседают на корточки)
Я подую далеко, (наклоняются вперед)
Я подую близко. (дуют на себя)
(выставляется картинка неба)
3. В: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.
(Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза).
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь.
(Пока у детей закрыты глаза, на экране появляется картинка, на ней изображена весенняя поляна.
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Посмотрите, здесь уже тает снег, появились проталинки.
В: Что еще вы видите? (деревья).
В: Вот клен предлагает вам поиграть
4. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)
За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)
Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно
Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)
Прислонился он к окошку. (4 прыжка)
А, едва растает снег, (Наклоны)
Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают
Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)
В: Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
- Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Какие первоцветы вы видите?
Дети: Подснежники, крокусы, мать – и – мачеха, и т. д.
Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».
Дыхательное упражнение «Цветочек»
Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
В: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, назовите их. Посмотрите, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.
(воспитатель обращает внимание детей на су-джок)
4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!
Круговые движения шариком по ладони.
На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!
Катать шарик по ладони вперед- назад.
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.
(включается музыка «Голоса птиц»)
В: Ребята, вы слышите? Мы на полянке не одни. Кто это? Как вы думаете, почему они поют так весело и звонко? А какие птицы прилетают к нам весной?
Предлагаю провести артикуляционную гимнастику «Птички»
Выглянуло солнышко – Улыбка
Прилетела стая птичек, села на дорожку – Лопатка
Почистить перышки – Чистим верхние и нижние зубки
Почистить клювики – Улыбка-Трубочка
Стали птички перелетать с веточки на веточку – Качели
Строят гнездышки – Блинчик
Скоро появятся в гнездышках птенчики.
(на экране появляется план – схема «Составление описательного рассказа о весне (в картинках).
В: Посмотрите, на картинки. Весна предлагает составить о ней рассказ. Я начну рассказ о весне, а вы продолжите.
Пришла весна. (дети продолжаю составлять рассказ по цепочке полными предложениями).
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Сейчас я проверю как вы запомнили то, о чем мы разговаривали на занятии.
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
В: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
( Воспитатель: просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход
В: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (воспитатель раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха и т. д. Дети их раскрашивают).