Светлана Воротникова
Занятие-экскурсия «Морская стихия И. К. Айвазовского» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей желание к познанию и деятельности на примере жизни И. К. Айвазовского.
Репродукции картин. «Автопортрет», «Рыбаки на берегу моря», «Девятый вал», «Среди волн», «Спокойное море», «Ниагарский водопад».
Словарь. Автопортрет, набросок, морской пейзаж, тон, оттенок, марины.
Оборудование и материалы. Стойки для картин, «Коробка открытий», мольберт, столик для игры «Собери картину».
Темочки:
- Айвазовский И.К., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Экскурсии с дошкольниками
- Темочки
Мотивационная ситуация. Сюрпризный момент- «Коробка открытий», в коробке- художественная кисть и макет парусника.
Ход занятия – экскурсии.
Педагог предлагает сесть на ковре вокруг «Коробки открытий».Один из дошкольников открывает коробку и достает все предметы, называя их.
-Если из «Коробки открытий» достали художественную кисть и макет парусника. То какой теме посвящены картины на выставке?
Выслушав ответы, педагог открывает автопортрет И. К. Айвазовского и рассказывает о великом художнике, писавшем морские пейзажи.
Автопортрет – это портрет самого себя. Его мастер написал в возрасте 80 лет. Доброжелательно и чуть иронично на зрителя смотря глаза живописца. Автор изобразил себя во фраке с орденами на груди. Всего Айвазовский имел 24 российских и иностранных ордена и звезды, полученных за заслуги перед Отечеством и прославлением российского искусства на мировом уровне.
За свою долгую жизнь он написал около 6000 произведений. Его картины находятся во многих галереях мира; большинство из них написаны в жанре морского пейзажа, или марины, пейзажа, в котором основной предмет изображения –море.
Педагог предлагает перейти в галерейную зону и отправиться в путешествие по картинам И. К. Айвазовского.
Путешествие начинается с произведения «Рыбаки на берегу моря». На переднем плане, на берегу- двое мужчин. Неспокойное море заставило рыбаков вместе с лодками остаться на суше, их взгляды провожают уходящее в плавание парусное судно. Любуясь волнением моря и грозовыми облаками на горизонте, они рассуждают о приближающемся шторме, о том, что команде придется держать удар стихии. И чем закончится та схватка, неизвестно: спасением или кораблекрушением. Как на картине «Девятый вал».
«Девятый вал»- это символ непреодолимой силы. По мнению моряков, именно девятая волна во время шторма- самая сильная и опасная. Айвазовский изобразил раннее утро после ночной бури. Картина «Девятый вал» воспевает величие,мощь, красоту морской бури и мужество людей, вступивши в неравный бой с водной стихией.
Педагог предлагает перейти в игровую зону и заглянуть в «Коробку открытий». Дети вынимают разрезные детали репродукций и по команде педагога на столах складывают изображения. По окончании игры ребятам можно предложить описать сюжет картины «Кораблекрушение». После возвращения в галерейную зону морское путешествие продолжается.
Айвазовский жил на берегу Черного моря в городе Феодосии, время от времени отправлялся в морские путешествия, в которых встречались и бури и штиль (безветрие). Яркие и незабываемые впечатления, полученные в морских странствиях, ложились в основу сюжетов его картин, поэтому Ивана Константиновича Айвазовского называют художником –маринистом.
Вот и на следующем произведении-«Среди волн»-живописец изобразил бушующую стихию, но отличительной чертой является отсутствие людей. Автор дает возможность насладиться красотой морских волн, не испытывая при том переживаний за кого-либо.
Педагог включает мелодию шум моря.
Совсем другое настроение и состояние моря переданы в произведении «Спокойное море». В розово-голубом тумане недалеко от берега стоит парусник. Его высокие мачты тянутся к небу, подтянутые паруса будто растворяются в утреннем свете.
Иван Айвазовский не раз сам становился путешественником. Он садился на большой корабль и отправлялся в другие страны. Из одной такой поездки он привез наброски Ниагарского водопада. Который впоследствии стал шедевром «Ниагарский водопад».Написанная более 100 лет тому назад, эта картина передает красоту самого мощного водопада реки Ниагары в Америке. Сегодня множество туристов со всего мира стремятся собственными глазами увидеть это чудо природы.
Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать детям вопросы:
-Как зовут художника, который написал все эти картины?
-Что о нем можете рассказать?
-Кто хотел бы стать художником-маринистом?