любовь соколова
Занятие «Экологическое путешествие» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Совершенствовать умения детей различать объекты и явления природы по их признакам; учить делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях происходящих в окружающем мире; устанавливать причинно – следственные связи.
Опытным путем расширять представления детей о свойствах воды.
Публикация «Занятие „Экологическое путешествие“ (средняя группа)» размещена в разделах
Воспитывать осознанное отношение к природе; эмоциональную отзывчивость в общении с ней.
Оборудование. Глобус, настольная лампа, ёмкость со снегом, фильтр; проросший лук, ветка вербы с распустившимися листьями; песок, вода (сладкая, кислая, соленая, обыкновенная, молоко; чайные ложки по количеству детей; кисточки, голубая гуашь, салфетки; игрушка Медвежонок, игрушка Капелька. ; мольберт.
Ход мероприятия.
В гости к детям приходит Медвежонок и приносит картины с изображением весны и зимы.
Воспитатель от лица Медвежонка. Здравствуйте, ребята!
Д. здравствуй, медвежонок!
В. Медвежонок, ты опять принес нам что – то интересное?
М. Да, я принес вам картины. А какое время года на них изображено вы мне расскажете.
Сначала дети рассматривают зимнюю картину, объясняют, почему они так думают (деревья в снегу, кругом сугробы и т. д.)
Затем рассматривают весеннюю картину; описывают признаки весны (ярко светит солнце, тает снег, появляются проталины, на ветках деревьев появляются почки и т. д.)
М. Молодцы, дети! Правильно описали времена года. А вы знаете, почему весной тает снег?
Дети высказывают предположения.
В. вместе с М. опытным путем демонстрируют смену сезонов на земле при помощи глобуса и настольной лампы. Разъясняют, почему зимой снег не тает, даже если светит солнце: предлагают детям поднести руку к лампе и ощутить тепло «солнца», затем отвести руку от лампы на расстояние - подвести детей к выводу, что чем дальше земля от солнца тем меньше тепла она получает, поэтому зимой снег не тает. Весной же солнце и светит и греет, поэтому снег начинает таять. Затем воспитатель предлагает поставить под лампу ёмкость со снегом, а в конце путешествия посмотреть, что с ним произошло.
Затем Медвежонок прощается с детьми и уходит.
Звучит аудиозапись – журчание ручейка.
В. Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Д. Высказывают предположения (это звуки воды, журчит ручей и т. д.)
В. К нам кто – то стучится. Ребята, смотрите кто к нам пришел – это Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Капелька приглашает нас отправиться в Царство воды. Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
К. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане …
В. Так ли это? Как вы думаете, где капелька может быть?
(Ответы детей)
В. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего?
Д. Воды.
В. Кому же нужна вода? (Ответы детей)
В. Может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
В. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на земле.
Воспитатель демонстрирует детям проросший лук и ветку распустившейся ветки вербы. Напоминает им, что когда принесли ветку в группу, на ней не было листочков; у лука не было корешков и перьев. Но когда их поставили в воду - через некоторое время появились листья на ветке и корешки с перьями у лука.
Физкультминутка.
Белое облачко
Поднялось над крышей.
Устремилось облако
Выше, выше, выше!
Ветер это облако
Зацепил за кручу,
Превратилось облако в грозовую тучу!
К. Ребята, расскажите мне о воде, что вы знаете? (Ответы детей)
К. Чтобы вам было легче рассказать о воде, я вам кое – что приготовила.
В. вместе с К. опрокидывает стакан воды над емкостью.
К. Дети, что делает вода?
Д. Растекается.
К. Правильно! А если мы опрокинем ведерко с песком, что произойдет?
Д. Песок ложится горкой.
К. подводит детей к выводу, что вода может течь, а песок рассыпается – он сыпучий.
Далее К. в один стакан наливает воду, в другой – молоко. Ставит в них ложки.
Д. делают вывод, что вода прозрачная.
Затем К. предлагает детям попробовать воду из заранее приготовленных стаканов с соленой, кислой, сладкой и обыкновенной водой. Д. называют вкус воды и объясняют, почему у неё такой вкус (растворили сахар, соль, лимонную кислоту, в одном из стаканов вода не имеет вкуса – в ней ничего не растворили, т. е. вода не имеет вкуса.
Игра с Капелькой.
К. набежали тучки, спрятали солнышко и вдруг начался дождик, забарабанил каплями по листьям и траве:
Капля раз, капля – два,
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап! (Дети сопровождают слова хлопками)
Стали капли поспевать:
Капля каплю догонять!
Кап, кап, кап!
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем! (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонт)
Но вот солнышко пригрело, капельки испарились. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам. (Дети берутся за руки и образуют круг)
К. Мне пора уходить, но я вам приготовила подарки. Вот эти листы бумаги, они не простые – волшебные! Когда вы их закрасите голубой краской, то увидите моих друзей. ( На заранее приготовленных листах бумаги свечой нарисованы: снежинки, ручей, капли воды, лужа и т. д.)
В. какие вы, ребята, молодцы!
И предлагает детям назвать, что нарисовано на листах.
В. Без воды невозможно прожить ни людям, ни животным, ни растениям. И хотя много воды на планете – её необходимо беречь: не оставлять кран с не выключенной водой, не засорять водоёмы.
Воспитатель с детьми возвращается к столу, где оставляли ёмкость со снегом под лампой. Снег растаял. Образовалась вода. Дети делают вывод, что снег это тоже вода.
Далее воспитатель подводит итоги занятия : спрашивает у детей, какие свойства воды они узнали; где «живет» вода и как надо беречь воду.