Воронова Наталья
Занятие «Встречаем вестников весны» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
• Формировать у детей обобщенные представления о перелетных птицах.
• Учить различать их по существенному признаку, отличать птиц зимующих от перелетных.
• Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
• Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в любое время года.
Методы:
- беседа;
- создание проблемной ситуации;
- игра;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- упражнение;
- моделирование;
- использование художественного слова;
- словесные приемы: объяснение, пояснение, указание, поощрение;
- демонстрация.
Развивающая среда:
- дерево с птицами;
- картинки с изображением птиц;
- иллюстрации зимующих и перелетных птиц;
- скворечники;
- эмблемы для детей.
Место проведения:
- групповая комната.
Ход занятия:
- Ребята, сейчас нам прочитает Лиза С. стихотворение «Дом под крышей голубой», слушайте внимательно:
«Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.»
- Ребята, о чем это стихотворение? (о природе)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру:
«Живая и неживая природа»
- Ребята, а человек относится к природе? (да)
- Докажите (человек рождается, растет, питается, двигается, размножается)
- Да, ребята, и мы с вами вместе с природой все очень радуемся, а чему отгадайте:
«Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?» (весной)
- Мы все радуемся приходу весны. А какая сейчас весна? (ранняя)
- Почему можно сказать, что сейчас весна ранняя? (дети перечисляют приметы ранней весны)
- А чем отличается поздняя весна от ранней? (ответы детей)
- Какие вы знаете народные приметы:
«Февраль силен метелью, а март капелью»
«Мартовская вода целебная»
«Коли весной у березы много сока – жди дождливого лета»
«Апрель с водою – май с травою»
«Большая роса утром – к хорошей погоде, нет росы – к дождю»
- А какие стихи вы знаете про весну? (чтение стихотворений о весне)
- Раньше на Руси дети вставали в хоровод и звали весну – красну закличкой, давайте и мы также позовем ее:
«Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью.
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай в наш счастливый край!»
- Услышала Весна нас и послала нам своих вестников, давайте позовем их:
«Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам»
- Пойдемте скорее к нашим пернатым друзьям. Посмотрите, как много птиц прилетело к нам в гости на наше чудо-дерево. Давайте поиграем с ними:
Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Чи-чи-чи – прилетели к нам… (грачи)
Ки-ки-ки – красивые (ласточки)
Цы-цы-цы – вот сидят… (скворцы)
Ви-ви-ви – поют красиво… (соловьи)
Ки-ки-ки – а вот и… (кукушки)
- Как называются эти птицы? (перелетные)
- А какие еще перелетные птицы к нам прилетают? (ответы детей)
- Все птицы радуются возвращению на Родину, поэтому они весной поют – заливаются. Давайте послушаем с вами, как птицы поют весной.
Слушание записи пения птиц
- А когда птичьи голоса умолкают? (поздней осенью)
- А почему осенью птичьи голоса умолкают? (они улетают на юг)
- Почему? (в зимних условиях перелетные птицы не приспособлены добывать себе пищу)
- А какие птицы провели всю зиму с нами? (зимующие)
- Назовите их. (дети перечисляют зимующих птиц)
- Тяжело им было зимой? (да)
- Как мы им с вами помогали? (вешали кормушки и кормили их)
- У вас у всех, ребята, на столе лежат картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Вы сейчас будете рассказывать о своих птицах их характерные особенности, а мы будем по рассказу отгадывать, какая птица изображена на картинке:
«Угадай по описанию»
- Вот на этих картинках изображены народные приметы о птицах, давайте мы их раскрасим, а потом расскажем о них.
- А какие стихи вы знаете о птицах? (чтение стихов о птицах)
- А сейчас мы из пазлов соберем с вами птиц. Каких птиц вы собрали из пазлов? (дети перечисляют названия птиц).
- Давайте с вами все вместе пойдем и позовем к нам в гости жаворонков.
Физкультурная минутка.
«Ой вы жаворонки, жаворунушки,
Прилетайте вы к нам,
Принесите вы нам,
Весну красную, лето теплое,
А ты, зима, уходи за моря,
Надоела ты нам, да наскучила,
Ручки, ноженьки отморозила»
- Услышали нас жаворонки и прилетели к нам. А теперь послушайте загадки.
Загадывание загадок о перелетных птицах
- Скажите, ребята, как мы с вами подготовились к встрече с нашими пернатыми друзьями? (сделали с родителями скворечники)
- Вот какие удобные домики – скворечники вы подготовили и на нашем участке мы их повесим. Артем нам прочитает стихотворение про скворечник:
«На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном,
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поет отец.
Он и летчик, и певец»
- Скажите, дети, а птицы относятся к живой природе? (да)
- Докажите (дети перечисляют признаки живой природы)
- Давайте на примере дятла посмотрим, что необходимо ему для жизни. Чем питается дятел, где он добывает себе корм, где он живет? (ответы детей)
- Значит, дерево для него служит и домом и столовой. А без чего дерево не проживет? (без тепла и света, без воды, без земли, без воздуха)
- Давайте с вами построим экологическую пирамиду. В верхней части пирамиды – живая природа, в нижней – неживая. Сможет ли живая природа существовать без неживой? (не сможет)
- Скажите, дети, а что будет, если птицы к нам не вернутся весной? (погибнут деревья)
- Почему погибнут деревья? (птицы уничтожают большое количество вредных насекомых)
- Наши пернатые друзья приготовили нам сюрприз, вот этот кроссворд, давайте отгадаем его.
Дети отгадывают кроссворд.
- Пернатые друзья напоминают нам еще раз, что мы все с вами не сможем прожить без солнца, воздуха, воды и земли. Ребята, а как вы думаете, если мы будем дышать грязным воздухом и пить не очень чистую воду, что с нами будет и с нашими пернатыми друзьями? (мы можем заболеть)
- А для того, чтобы нам всем здоровыми быть, как надо себя в природе вести? (дети перечисляют правила поведения в природе)
- Я вижу вы любите природу, подготовились к встрече с пернатыми друзьями
-А теперь давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня с вами говорили? А с какими птицами встретились?
Подведение итога занятия:
О каких птицах мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии? На память о нашей встрече я вам подарю эмблемы «друзья птиц».