Анисимова Елена Александровна
Занятие «Возврат продовольственного товара в магазин» для детей 14–18 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у воспитанников 14-18 лет представлений о Законе РФ «О защите прав потребителей».
Задачи:
1. Дать представление о разделе Закона РФ «О защите прав потребителей» (возврат продовольственного товара в магазин).
2. Формировать навыки разрешения проблемных ситуаций, возникающих при приобретении в магазинах продовольственных товаров (возврат некачественного товара, выбор товара, составление претензии и т. п.)
3. Формировать правовое самосознание воспитанников.
4. Воспитывать чувство ответственности за соблюдение законодательных актов по защите прав потребителей.
Ход занятия:
Темочки:
Каждый день мы ходим в магазин и совершаем разные покупки. Это и продукты, и одежда, и обувь, и лекарства, и бытовая техника. Иногда происходит так, что, придя домой мы обнаруживаем, что купили кислое молоко, либо хлеб с плесенью, либо открываешь банку с тушенкой, а то, что внутри и тушенкой, то назвать нельзя.
Скажите, пожалуйста, встречались ли в Вашей жизни или в жизни ваших друзей и знакомых такие ситуации?
Предполагается 3 варианта ответов.
1. Да покупали и продукты, и одежду или обувь.
2. Да покупали, но только либо продукты, либо не продовольственные товары. (Я: А как Вы думаете, может ли быть не качественной, например кофта или сапоги)
3. Нет такие ситуации не встречались. Давайте хорошенько подумаем. Скорее всего были, но Вы забыли об этом. Можно ли купить, например, хлеб с плесенью, прокисшее молоко и т. д., а может ли получиться так, что купили кофту, а она разошлась по шву?
Испорченное настроение и деньги, которые уже не вернешь — результат такой покупки, думаете Вы? А это, кстати, не совсем так! Некачественный можно вернуть в магазин.
Товары делятся на две категории. Какие? (Продовольственные и не продовольственные)
Тема нашего занятия: Возврат продовольственного товара в магазин.
Как Вы понимаете, что такое продовольственный товар?
Продовольственные товары- это товары, которые можно употребить в пищу, т. е. съесть или выпить.
Как мы знаем совершение покупки состоит из трех этапов:
Как Вы думаете какие это этапы. (Если затрудняются с ответом, то у меня есть карточки, на которых написаны все эти этапы. Давайте попробуем расположить их по порядку.
Первый этап – выбор товара. (Качественный выбор: по срокам годности, по составу, по качеству и по цене).
Второй этап – оплата товара.
В современных продовольственных магазинах существуют 2 формы оплаты. Какие?
- Правильно наличный и безналичный расчет.
Что такое наличный расчет?
-Это оплата покупки деньгами.
Что такое безналичный расчет?
-Это оплата покупки карточкой или по телефону. (Оплата по телефону это тоже самое, что оплата картой. Карта привязывается к телефону. И деньги при оплате снимаются с карты.
Третий (заключительный) этап – получение сдачи и чека.
Чек - это учётный документ, который содержит информацию о сумме покупки и подтверждает факт расчёта
У меня есть несколько чеков.
-Давайте посмотрим какая информация указываетсяв чеке?
-Ответы детей.
На чеке указывается перечень приобретенного товара, цена каждого товара, стоимость всей покупки и т. д.
Чек и покупки необходимо сверять прямо в магазине не отходя от кассы. Почему?
Правильно, придя домой и, обнаружив, например, что Вам в чек пробили что-то лишнее. Вы практически не сможете доказать, что этого товара у вас не было. Вам скажут, что вы его отнесли домой. Либо если Вы придете с претензией, что товар пробит не по той цене, как в ценнике, Вам скажут, что цена на товар поменялась две минуты назад, а на тот момент, когда Вы осуществляли покупку, она была именно такой как указана у вас в чеке.
-А Вы всегда после покупки забираете чек домой?
Ответы детей.
После совершения покупки чек надо обязательно забирать с собой, чтобы было проще решить какую-либо проблему с товаром.
-Можно ли вернуть продовольственный товар без чека?
-Ответы детей.
Всем известно, что документом, подтверждающим покупку в конкретном месте, является чек. Однако покупатели не всегда его сохраняют или могут попросту потерять. Отсутствие чека не признаётся весомым основанием для того, чтобы сразу же отказать посетителю. Поэтому вернуть испорченный продукт без чека можно. Главное, при возврате товара в магазин, доказать, что он был куплен именно здесь. Это можно сделать, например, с помощью свидетелей, по камерам, указав примерное время покупки товара или даже просто, если такой товар продается в магазине. Для этого администрация магазина откроет базу - и проверит была ли продажа этого товара в указанное время.
-Можно ли вернуть в магазин продовольственный товар надлежащего качества?
-Ответы детей.
-Почему?
-Ответы детей.
Продовольственный товар надлежащего качества, при отсутствии доказательств, что с ним что-то не в порядке, вернуть в магазин практически не возможно. Таким образом, если взяв рыбу, сыр или любые другие продукты, потом вы передумали, решив готовить другое блюдо или же заметив, что приобрели не те сорта, рассчитывать на возврат средств не стоит. Исключением послужат ситуации, когда при приобретении мяса, овощей и прочих съедобных товаров наблюдается одно из следующих обстоятельств:
-отказ произошёл до того, как выбили чек;
- продавцом были указаны не верные или не достоверные сведения о товаре.
К примеру, требование возврата денежных средств должно быть удовлетворено, если покупателю сказали неправильную цену (или неверно указали её на ценнике, не указал те или иные ингредиенты, противопоказания и др.
-Как вы думаете, какие продукты считаются некачественными?
-Ответы детей
Некачественными продуктами будут считаться те, у которых:
-истёк срок годности;
- не соответствуют данные, указанные на упаковке;
- наблюдаются посторонние несвойственные для него примеси, запахи, осадки, насекомые и др. ;
- нарушена упаковка.
-Как можно вернуть продукты питания ненадлежащего качества или просроченные?
-Ответы детей.
Продавать просроченный продукт – это нарушение законодательства, так как подобную пищу употреблять нельзя, иначе это может пагубно сказаться на состоянии здоровья потребителя. Неудивительно, что многие магазины целыми коробками выбрасывают товар, у которого закончился срок годности. Возврат продовольственного товара ненадлежащего качества, как и возврат просроченного товара должен происходить незамедлительно, если дефекты видны невооружённым глазом и спорить об их наличии нет смысла.
Давайте немного поиграем: Один из Вас покупатель, который купил не качественный товар, второй- кассир, третий- продавец торгового зала,четвертый администратор магазина (находится в кабинете).
По итогу этой ситуации – разбор, если совсем все неправильно, то просим вторую пару обыграть эту ситуацию. (Надо бедж, шапку и товар)
Придя в магазин с товаром, который Вы хотите вернуть. Не надо с порога начинать кричать, какой магазин плохой, что весь товар в нем ужасного качества, подбегать к кассиру и кричать, что он пробил просрочку и т. д. В ответ на агрессию, Вы порождаете ответную агрессию. Все вопросы необходимо решать корректно, даже, если Вас сильно задевает данная ситуация. По вопросам возврата надо обращаться к администрации магазина. И только он (она) может Вам помочь. Не надо отвлекать кассира о работы с другими покупателями. Просто обратитесь к любому сотруднику магазина и попросите позвать администратора. И именно администратору объясните суть проблемы.
-Что покупатель вправе требовать у магазина, если приобрел некачественный товар?
-Ответы детей
При необходимости в возмещении испорченного продукта клиент имеет право требовать:
-подвергнуть обмену испорченный продукт на его пригодный к употреблению аналог;
- произвести возврат денежных средств за возвращённую продукцию.
Покупатель вправе самостоятельно выбирать, что именно требовать от организации, что продала некачественный продукт.
Кроме того, если человек не заметил дефект и в результате употребления некачественной продукции понёс убытки, в том числе и связанные со своим лечением, он имеет право требовать их возмещения от представителей магазина.
Готовим претензию.
С целью оформления возврата продукции, необходимо написать претензию продавцу.
-Как Вы думаете, как надо составлять претензию?
-Ответы детей
В ней следует изложить:
1. Все обстоятельства по делу
2. Обнаруженные дефекты
3. Чётко сформулировать свои требования
4. В документе должны быть контактные данные сторон
5. Стоять дата и подпись клиента.
6. Претензию можно написать как от руки, так и набрать на компьютере. При себе нужно иметь два экземпляра документа или оригинал и его копию. Последняя остаётся у покупателя, который пожелал вернуть продукты питания, с отметкой от продавца о получении оригинала. Заявитель также должен указать перечень документов, которые он прилагает к претензии. На рассмотрение документа продавцу некачественного товара отводится максимум месяц. При этом если он несогласен с написанным, он может за свой счёт организовать проведение экспертизы товара ненадлежащего качества. Такая процедура поможет установить, от чего пострадал данный товар (от неосторожных действий самого потребителя или он всё же был испорчен на момент совершения покупки).
Пробовать писать претензию сегодня мы не будем т. к это довольно объемная работа. В дальнейшем мы будем учиться возвращать в магазин одежду, обувь, бытовую технику и попробуем самостоятельно написать претензию.
Стоит помнить, что принести претензию можно только до окончания срока использования продукта. Если, конечно же, речь не идёт уже о просроченном товаре.
Для того чтобы разобраться с ситуацией, когда продавец не имеет намерения выполнять требования, указанные в документе, можно обратиться:
1. Написать жалобу в книге отзывов, которая, храниться на доске потребителя в каждом магазине.
2. Позвонить по телефону горячей линии. № телефона есть на доске потребителя и чеке.
3. Написать жалобу в Роспотребнадзор.
4. Написать жалобу в прокуратуру.
5. Подать заявление в городской суд
6. В каждом магазине, при входе есть доска потребителя. На ней указываются адреса и телефоны всех инстанций, куда можно подать жалобу.
Раздаю памятки.
Документы, прилагаемые к претензии:
Вместе с претензией следует взять с собой в магазин следующую документацию:
- документ, удостоверяющий личность клиента; Если нет паспорта, то можно использовать: загранпаспорт; свидетельство о рождении, если нет 14 лет; временное удостоверение личности, если паспорт на замене; военный билет; удостоверение личности военнослужащего; паспорт моряка.
- чек или квитанцию;
- свидетельские показания (при отсутствии вышеуказанных материалов финансового характера).
Следует отметить, что если ВЫ приобрели товар наличкой, то выдадут наличкой, если по безналу, то и вернут Вам деньги только на карту (тогда при себе иметь ту карту с которой списали деньги при покупке). Если Вы приобрели продукты по чужой карточке, то вернуть этот товар может только владелец этой карты.
-Как думаете в какие сроки Вы получите деньги?
-Ответы детей
1. Товар купили за наличный расчет и вернули в день покупки. Деньги вернут сразу же прямо из кассы.
2. Товар купили за наличный расчет, а вернули на следующий день или позднее, но еще не закончился срок годности. Деньги вернут в день обращения, но из сейфа.
3. Товар купили за безналичный расчет и вернули в день покупки. Деньги придут на карту в течение 3 дней.
4. Товар купили по безналичному расчету и обратились не в день покупки. Деньги в течение 30 дней.
Немного поиграем и закрепим наши знания.
Выдаю детям карточки с описанием различных ситуаций. Рассмотрим эти ситуации и подумаем, как мы можем вернуть деньги за данный товар. На подготовку 2 минуты,
1. Вы покупатель, который 01.10. 2024г. купил молоко за безналичный расчет. Срок годности у молока заканчивается 02.10.2024г. Придя домой обнаружил, что оно кислое. Вернулся в магазин с претензией в этот же день.
2. Вы покупатель, который 16.09.2024г купил батон «Горчичный» за наличный расчет. Срок годности у хлеба заканчивается 17.09.2024г. Придя домой обнаружил, что на хлебе плесень. И так как магазин находиться далеко от дома, но рядом с учебой, решил вернуть его на следующий день.
3. Вы покупатель, который купил 25.08.2024г. сосиски за безналичный расчет. Срок годности у сосисок заканчивается 30.08.2024 г. Придя домой обнаружил, что они вздулись. Вернулся в магазин с претензией в этот же день, но обнаружил, что не взял чек.
4. Вы покупатель, который купил 01.09.2024. тушенку за наличный расчет. Срок годности у тушенки заканчивается 05.09.2025г. Через месяц, открыв банку, обнаруживаете, что вместо тушенки в банке рыбные консервы. 05.10.2024г пришли в магазин с претензией. Чек на товар Вы не сохранили.
5. Вы покупатель, который купил 01.01.2025г. крупу за безналичный расчет. До окончания срока годности товара еще 4 месяца. Через неделю обнаруживаете, что в крупе завелись червяки. 08.01.2025 вернулись в магазин с претензией.
6. Вы покупатель, который за безналичный расчет купил 05.05.2024г в магазине кофе «Якобс» 95 гр. Проверяя чек дома, Вы обнаружили, что в чеке выбит «Якобс» 190 гр. Сразу же вернулись в магазин с претензией и чеком.
Рефлексия:
-Что нового и полезного Вы сегодня узнали?
-Что Вам особенно запомнилось?
Правильно, человек не отстаивает свои права так, как не знает, как поступить в той или иной ситуации. И я очень надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся Вам в Вашей самостоятельной жизни.
На следующем занятии мы с Вами поговорим о возврате в магазин не продовольственного товара.