Дубенко Лариса
Занятие «Волшебное зёрнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»
города Дубны Московской области
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
среди дошкольных образовательных учреждений г. Дубны
«Волшебное зернышко»
Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы
по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора» .
Автор – составитель:
воспитатель Дубенко Лариса Юрьевна
г. Дубна 2013г
Тема НОД: «Волшебное зернышко»
Публикация «Занятие „Волшебное зёрнышко“» размещена в разделах
Цели и задачи:
ОО «Познание» :
- знакомство детей с ростом и развитием зерновых культур при помощи организации и проведения элементарных опытов (проращивание зерна);
- организация посадки семян детьми,
- организация наблюдений детей за прорастанием зерен, всходами пшеницы;
- формирование у детей знаний об использовании пшеницы в хозяйственных нуждах человека, процессах ее хранения и переработки;
- расширение знаний детей о профессиях;
ОО «Социализация» : – формирование у детей умений договариваться о том, что они будут делать, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместные усилия для достижения результата;
ОО «Коммуникация» :
- пополнение активного словаря детей существительными (комбайн, мельница, зернохранилище) на основе закрепления знаний детей о ближайшем окружении;
- введение в словарь детей существительных, обозначающих профессию (пекарь);
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- формирование умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы;
ОО «Труд» :
- продолжать развивать трудовую деятельность дошкольников;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, а также к труду других людей и их результата;
ОО «Здоровье» :
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- выполнение детьми правил техники безопасности при проведении трудовых операций
Оборудование: зерна пшеницы; пшеничные колоски; игрушки: солнышко, колобок, Волшебное Зернышко; лейка с водой; горшочек с землей; горшочек с ростками пшеницы; иллюстрации с изображением комбайна и грузовой машины; макет мельницы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети сидят за столами
Воспитатель. – Ребята, к нам пришел сегодня гость из сказки. Он просил его представить с помощью загадки. Послушайте внимательно и отгадайте, кто это?
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел
У него румяный бок…
Вы, узнали?
(Колобок) (Воспитатель вносит Колобка)
Воспитатель. – Здравствуй, колобок. Какой ты румяный, аппетитный.
- Дети, а кто слепил колобка?
Ответы детей. - Бабка.
Воспитатель. - А из чего бабка сделала колобка?
Ответы детей. - Из муки.
Воспитатель. - А где берут муку?
Ответы детей. - В магазине.
Воспитатель. – А хотите узнать, как мука попала в магазин?
Ответы детей. – Да, хотим.
Воспитатель. – Для этого нам нс вами надо отправиться в сказку. А попасть в сказку нам поможет волшебный ковер – самолет.
Давайте сейчас тихонечко встанем, подойдем к нашему волшебному ковру – самолету и сядем на него поудобнее.
Раз, два, три,
Ковер – самолет нас в сказку неси!
(Дети садятся на коврик, звучит музыка).
Воспитатель. – Вот ребята, мы и в сказке…
- Посмотрите, домик чей–то стоит (указывает на мельницу). А что бы нам его лучше рассмотреть, давайте подойдем к нему поближе и сядем на свои места.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель. - Посмотрите на этот дом. Дом необычный. Как вы думаете, что это за дом? Как он называется?
Ответы детей. - Мельница.
Воспитатель. - Верно, это мельница.
- Интересно, кто же там живет. Надо,
аверное, постучать и хозяин откроет дверь.
Пальчиковая игра.
Как сожму я кулачок, (Сжать руки в кулачок)
Да поставлю на бочок, (Поставить кулачки большими
пальцами вверх)
Разожму ладошки, (Распрямить кисть)
Положу на ножку. (Три удара кулачками дуг о друга)
Тук – тук – тук! (Имитируют стук в дверь)
- Да – да – да! (Три удара кулачками друг о друга) - Можно к вам? (Три хлопка в ладоши)
(Слышится ответ - воспитатель берет Зернышко из – за мельницы и ведет беседу от его имени)
Зернышко. – Да, да, да. Радо я гостям всегда.
Зернышко. – Здравствуйте, ребята. Я пшеничное Зернышко, живу на мельнице и хочу рассказать вам сказку. Усаживайтесь поудобнее вместе со мной и слушайте.
(Зернышко садиться, и рассказывает сказку).
- Жили – были на свете зернышки. И били эти зернышки вот такие (воспитатель показывает зерна).
Зернышко. - Однажды лежали они на окошке, влетел весенний ветерок, подхватил их и отнес в поле и опустил в землю. (Показ воспитателя).
Зернышко. – Шли дни. Дождь поливал землю (Воспитатель поливает землю из лейки) – давал зернышку пить. Солнышко (Показ воспитателя) Своими лучами согревало землю и давало зернышку свет и тепло. А свет тепло и вода необходимы для растений. И вот однажды зернышко проросло из земли…
- Ох – ох – ох! Ребята, что – то я немного устало!- cказало Зернышко.
- Ребята, пока зернышко будет отдыхать, давайте сделаем дыхательную гимнастику, а затем повторим историю Зернышка.
(Звучит музыка, дети вместе с воспитателем делают дыхательную гимнастику).
Воспитатель. - Дети встаньте рядом со своими стульчиками. И так представьте:
подул весенний ветер. (Вдыхаем воздух через нос и делаем длинный вдох через рот повтор 2 раза)
- А теперь вы – зернышки. Подхватил вас ветерок, слегка закружил (дети выполняют движения) и опустил в землю (дети присаживаются возле стульчиков).
Спало зернышко и вдруг проснулось. Больше спать не захотело. Шевельнулось, потянулось к солнышку. (Дети повторяют движения за воспитателем).
Воспитатель. – Молодцы, ребята. А сейчас садитесь и слушайте сказку дальше.
Зернышко. – Так вот, когда зернышки проросли они и были похожи на травку. Они были вот такие (показ проросшей пшеницы).
С каждым днем они росли, набирались сил. И превратились в зеленые колосья.
(Показ воспитателя). Закончилась весна, при
ло лето. Дни стали жаркие и зеленые колоски стали созревать и стали золотистые. Вот такие. (Показ воспитателя).
Потом на поле приехала машина, которая называется комбайн. (Показ иллюстрации).
Посмотрите вот это комбайн. Давайте вместе скажем, как называется эта машина.
Ответы детей. Комбайн.
Зернышко. Комбайн срезал колоски, и грузовая машина отвозила зерна в зерно – хранилище. Зерно – хранилище – это место где хранятся зерна, там их очищают от пыли и сушат.
Воспитатель. Ребята, так как же называется место для хранения зерен.
Ответы дети. Зерно - хранилище.
Зернышко. Затем, зерна повезли на мельницу. Это место, в котором зерна перемалываются. (Зернышко показывает мельницу).
Воспитатель. Так как же называется место, где мелят муку.
Ответы детей. Это место называется мельница.
Зернышко. А раньше ребята, мельницы были ветряные (Показ иллюстрации).
Ветер дул на крылья, они вращались и заставляли работать жернова – большие камни, которые перетирали муку. А сейчас мельницы, современные и выглядят вот – так. (Показ иллюстраций).
Зернышко. Муку за тем развозили по магазинам. Вот какой длинный путь проходят зернышки, прежде чем стать мукой.
Воспитатель. – Спасибо! Зернышко тебе за рассказ. А чтобы наш Колобок не забыл, как делать муку давайте ему поможем.
-Что необходимо сделать с зернышком?
Ответы детей. Его необходимо посадить в землю.
Воспитатель. - Чтобы зернышки проросли, что для этого им необходимо?
Ответы детей. Солнце, дождь.
Воспитатель. - Когда зернышки созрели, какая машина их срезает?
Ответы детей. Комбайн.
Воспитатель. – Куда увозят обмолоченные зернышки?
Ответы детей. На зерно – хранилище.
Воспитатель. А где перемалывают зерна?
Ответы детей. На мельнице.
Воспитатель. Вот видите, сколько трудов надо вложить, чтобы получилась мука.
- Пшеницу ребята высевают два раза в год – весной и осенью. Сейчас мы с вами посеем зерна, и в дальнейшем будем наблюдать за их ростом. А зернышко посмотрит, правильно ли мы все делаем.
Практическое здание (воспитатель вместе с детьми сеет зерна).
- двое детей делают бороздки
- трое детей сеют зерно в землю
- один ребенок засыпают
- о
ин ребенок поливает
- один ребенок в роли солнышка согревает землю.
Воспитатель. Спасибо, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель. – Недавно мы с вами говорили о муке, что из муки делают. А кто из вас помнит, как называется профессия человека, который печет и делает хлебобулочные изделия?
Ответы детей. Пекарь.
Воспитатель. Верно ребята – это пекарь.
Зернышко. – Ой, ребята, какие вы молодцы. Сколько всего вы знаете и умеете. Для вас и ваших гостей у меня есть гостинцы – вкусные пирожки.
Воспитатель. – Спасибо тебе, Зернышко. Мы с ребятами вернемся из сказки, помоем руки и обязательно попробуем пироги и всех угостим. А сейчас, в знак благодарности Зе
нышко послушай стихи, которые дети выучили о хлебе.
Дети читают стихи о хлебе.
1 ребенок
Вот он хлебушек душистый
Вот он – теплый, золотистый
В нем – здоровье, наша сила
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
2 ребенок
В нем Земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!