Наталья Тарханова
Занятие в старшей группе «Полярные медведи»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тема занятия : «Полярный медведь»
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия : Расширять знания детей о жизни и среде обитания белых медведей.
Задачи занятия :
Образовательные:
Публикация «Занятие в старшей группе „Полярные медведи“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Обогащать представления детей о животных Севера, познакомить с внешним видом, характерными особенностями и повадками белых медведей.
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений об особенностях жизни белых медведей на Севере
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, грамматический строй речи, активизировать словарь по теме.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать у детей способность наблюдать, делать предположения и выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к животным
Материал и оборудование: ноутбук, телевизор, следы лап большого медведя, емкости с водой, масло подсолнечное
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, пока я шла сегодня в сад, встретила одного необычного малыша, он был очень расстроен. Как вы думаете, из-за чего он расстроен, и почему же он необычный?
Дети: Говорят свои предположения
Воспитатель: Посмотрите, какого же малыша я повстречала, это же медвежонок. На улице он был совсем один. Давайте с ним познакомимся и узнаем, что же с ним случилось?
Мишка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Умка, и я потерялся.
Воспитатель: А как же такое случилось?
Умка: Мы с мамой гуляли на берегу океана, я прыгал с льдины на льдину, как вдруг поднялись большие волны и меня унесло течением. Так вот я очутился тут, помогите найти мне мою маму.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Умке? А как мы можем ему помочь?
Дети: рассказывают варианты помощи Умке.
Умка: какие вы добрые ребята, я очень рад, что вы поможете мне. Только вот, я еще совсем маленький, и не могу точно рассказать о своей маме, для того чтобы её найти. Даже не знаю, как теперь быть.
Воспитатель: Не расстраивайся, мы с ребятами поможем тебе все вспомнить. Ведь так, ребята?
Воспитатель: Где же нам искать твою маму? Ребята как вы думаете, где живут белые медведи?
Дети: Белые медведи живут далеко на Севере.
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус. Север - это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда. Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, огромные глыбы льда-айсберги. Мы словно ощущаем арктический холод и порывы сильного ветра. Север нашей страны складывается из двух природных зон: Арктики и тундры. Это суровый холодный край.
Где же находится Северный полюс?
Арктика - центральная часть Северного ледовитого океана с островами. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце- продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь, мороз в 60 градусов. Несмотря на такую температуру, в Арктике есть жизнь. Ледовые пустыни населены северными оленями, песцами, зайцами, разными видами птиц, моржами, тюленями, белыми медведями.
Мы с вами узнали, откуда же наш Умка. Предлагаю полететь туда и отправится на поиски мамы Умки!
Умка: Ой, что-то живот урчит… Как кушать хочется!
Воспитатель: Ребята, чем же мы можем накормить Умку?
Дети: Рассказывают свои предположения чем же можно накормить Умку.
Воспитатель: Давайте попробуем накормить Умку, посмотрите перед мишкой лежат разные вкусности, какие из них он точно скушает?
(Воспитатель по выбору спрашивает детей, ребенок выбирает еду для Умки, и все вместе проверяем будет ли он это кушать)
Умка: ой спасибо вам большое, было очень вкусно!
Воспитатель: Вы молодцы, смогли накормить Умку!
Этот медведь очень любопытен. Его привлекает все новое, вкус которого он непременно проверяет. Ежедневный рацион составляют мясо почти всех тех животных, которые водятся в море и на покрытой льдами суше. Белый медведь предпочитает охотиться в воде, но и наземные животные не защищены от его нападений. Но что самое интересное, так как тюлени очень пугливые животные, поэтому во время охоты на них, медведи прикрывают лапой свой темный нос.
Воспитатель: Что-то уж очень холодно у вас на Севере! Ребята, я предлагаю вам согреться!
Физ. Минутка:
По ледяной пустыне
Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперед (убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полыни холодной
За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель: Умка, а как же мы узнаем твою маму? Как она выглядят?
Умка: Ну как, она выглядят как я, но только побольше.
Воспитатель: Ребята, может кто-то сможет описать как выглядит белый медведь?
Ребенок: Белые медведи большие, с большими лапами, у них белый мех.
Воспитатель: Белый медведь - самый крупный хищник на нашей планете. Только представьте: взрослый самец весит столько же, сколько 8 человек, а в длину достигает почти 3 метра. У него огромные лапы, небольшая голова, длинная шея, черный нос и небольшие, но очень умные глаза.
У полярного медведя великолепный мех : плотный, густой, длинный. Но мало кто знает, что у белого медведя под его густым и теплым мехом, скрывается его черная кожа. Ему не страшны морозы. Под такой шубой прячется и толстый слой подкожного жира, согревая повелителя Севера, так же этот жир помогает ему держатся на воде.
На примере одного опыта «Жир легкий», я вам покажу как это происходит, и почему жир помогает медведю держаться на воде.
1. Капнуть несколько капель растительного масла (жира) в воду.
Что происходит с жиром? Он тонет?
Дети: делают вывод:
- Жир не тонет. Он легкий.
Воспитатель: - Посмотрите, мишка вышел из воды,
отряхнулся. Да он почти сухой. Почему?
- Это мы сейчас узнаем, на примере следующего опыта.
Опыт «Чудо шерсть»
1. Опустите руку в воду и выньте ее. Какая она? (мокрая)
2. А теперь вытрите руку и нанесите на неё вазелин. Опустите
руку в воду. Выньте руку. Что происходит с капельками? (они
стекают). Стряхните руку. Она остается какой? (сухой).
Воспитатель: - Так почему же медведь выходит сухим из
воды?
Дети: обобщая опыт, делают вывод:
- Шерсть медведя пропитана жиром. Она не
промокает.
Воспитатель: - Шерсть медведя не промокает, поэтому
медведю не холодно, когда он ныряет и плавает. И еще в
энциклопедии написано, что его греет толстый слой подкожного
жира.
Так же белые медведи хорошие пловцы, они могут задерживать дыхание под водой на целую минуту. А также на его больших лапах, между когтями есть особые перепонки, помогающие им плавать и нырять.
Давайте сравним наши ладошки с следами взрослого белого медведя. Посмотрите на сколько большой белый медведь, какие у него большие и мощные лапы.
(Ребята сравнивают свои ладошки с следами медведя)
Умка: Как вы все точно рассказали! Ведь именно так выглядят выглядит мама!
Воспитатель: Кажется, мы уже видим вою маму! Ребята, вы видите маму Умки?
Умка: Точно, это же моя мама!
Мама Умки: Умка, как же я испугалась, когда ты потерялся! Как я рада что ты цел! Спасибо вам ребята, за то, что вернули моего Умку целым и невредимым!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужно ли защищать белых медведей?
Дети: высказывают предположения
Воспитатель: Белых медведей нужно охранять и защищать.
Когда – то очень давно, белых медведей в Арктике было очень много, но человек охотился и уничтожал их. Хоть они и большие хищники, но не смогли устоять. Но люди вовремя одумались и занесли их в Красную книгу. Но сейчас белым медведям грозит больше не человек, а глобальное потепление, из за которого происходит таяние ледников, по этой причине белых медведей может стать еще на много меньше.
Поэтому белые медведи имеют свой праздник, свой день – всемирный день полярного медведя, который отмечается 27 февраля.
Воспитатель: Вам Умка на память оставил следы своих лапок, давайте сейчас каждый расскажет, что нового он сегодня узнал о белых медведях, и затем я раздам памятные лапки Умки.
Теперь у нас есть такой замечательный друг, с которым я уверенна мы еще увидимся!
Умка: до новых встреч, был рад познакомится с вами ребята!