Пушкина Анна Сергеевна
«Хлеб всему голова». Занятие в старшей группе в форме квест-игры
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе «Хлеб всему голова» (в формате квест-игры)
Цель: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу, как к ценнейшему продукту питания, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Развитие связной речи дошкольников.
Задачи:
- воспитывать у детей бережное отношения к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда; формировать потребность трудиться;
- формировать интерес к литературным произведениям о хлебе, как ценнейшему продукту питания;
- расширить знания детей о труде хлебороба;
- расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос;
-формировать умение общаться, учиться анализировать свои и чужие поступки, оценивать их, действовать сообща в группе, принимать совместные решения;
-дать возможность почувствовать себя героями книги, ощутить азарт игры.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Колосок», занятия по ФЦКМ «Откуда хлеб пришел?»
Оборудование: иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с бороной», «Трактор с сеялкой», «Комбайн в поле», «Мукомольный завод», «Пекарня»
Ход занятия
Воспитатель вносит коробку, из нее доносится писк
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто сидит в коробке? (мышка)
Воспитатель приоткрывает коробку, там лежит колосок пшеницы и сидят два мышонка.
Воспитатель: Правильно, вы догадались в коробке сидят две мышки. (Показывает детям). А из какой они сказки? (ответы детей) Правильно, это Круть и Верть из сказки «Колосок». Давайте вспомним, о чем эта сказка. (Дети кратко пересказывают сказку, воспитатель помогает)
Воспитатель: Ребята, кто раньше помогал человеку выращивать хлеб? Какие инструменты использовали люди? (ответы детей) Правильно человеку помогали выращивать хлеб только лошади, никаких машин не было, и мышата подсматривали за процессом. А сейчас мыши слышат, как тяжелые машины в поле работают. Но машины так шумят, что все мыши от страха разбегаются, прячутся и ничего рассмотреть не могут. Круть и Верть хотят вас послушать, как сейчас хлеб сеют и жнут. Я приготовила для вас картинки – подсказки, но мышата их растащили по всей группе. Они готовы нам на плане группе показать, где картинки спрятали. Давайте, что бы быстрей найти подсказки, разделимся на две команды.
Дети делятся на команды, выбирают капитанов, получают план группы с отметкой, где искать. Ориентируясь по плану, дети находят две картинки с изображением «Трактор с сеялкой», «Комбайн в поле»
Воспитатель: Молодцы! Здесь для вас задания.
Загадки
1. Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(Хлеб)
2. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)
3. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
4. Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)
5. Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(Колос)
6. Зимой снег весь убирают,
И в поселке чисто.
Весной, осенью распашут
Землю… (Трактористы.)
Дети получают следующие планы и осуществляют поиск. Находят иллюстрации «Мукомольный завод», «Трактор с плугом». На обратной стороне задание.
1. Назовите крошки хлеба. Хлебные крошки.
2. Вкусный и полезный квас из хлеба. Хлебный квас.
3. Посуда для хлеба. Хлебница.
4. Поле, на котором выращивают рожь. Ржаное поле.
5. Колос пшеницы. Пшеничный колос.
6. Мука изо ржи. Ржаная мука.
7. Хлеб из ржи. Ржаной хлеб.
8. Прибор для резания хлеб. Хлеборезка.
9. Завод, где выпекают хлеб. Хлебозавод.
10. Поле, на котором выращивают пшеницу. Пшеничное поле.
11. Мука из пшеницы. Пшеничная мука.
12. Хлеб из пшеницы. Пшеничный хлеб.
Дети получают следующие планы и осуществляют поиск. Находят иллюстрации «Пекарня», «Трактор с бороной». На обратной стороне задание.
Воспитатель: Я буду перечислять различные блюда, если в их составе есть мука, нужно хлопнуть в ладоши.
Макароны, суп с вермишелью, блины, картофельное пюре, вареники, винегрет, ватрушка, печенье, борщ, котлета, торт, конфета, эскимо, мороженое в вафельном стаканчике.
И еще одно задание от мышат.
- Ребята, а откуда хлеб пришел к нам на стол? …. Из магазина
А в магазин как попал? …. Из пекарни.
- Что делают в пекарне? … Пекут хлеб.
- Из чего? …. Из зерна.
- Откуда зерно? …. Из колоса пшеницы.
- Из чего состоит колос? … Стебель, зерно, усики.
- Откуда пшеница? …. Выросла в поле.
-Кто её посеял? И когда? …. Люди. Хлеборобы. Весной или осенью.
- Как называют пшеницу, которую сеют осенью, весной? Озимая, яровая.
- А что хлеборобы делают осенью? …. Хлеб убирают.
- Дети, из пшеницы какой хлеб пекут? …. Белый
- А для того чтобы черный хлеб испечь, какая зерновая культура нужна?
Рожь.
Воспитатель: Ребята, мы нашли все картинки, осталось их по порядку расставить и рассказать мышатам, как выращивают хлеб.
-Дети, давайте вспомним, какие самые первые машины весной на поле выезжают? Покажите. Дети показывают иллюстрации.
Первыми на поле выезжают трактора.
- Кто работает на тракторе? … тракторист
- Что тащат трактора за собой?
Трактора тащат за собой плуг.
- Какую работу выполняет трактор с плугом?
Трактора пашут землю.
- Каждой весной раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано. Землю надо прорыхлить, чтобы она была мягкой. Рыхлят её чем? бороной
- А следом трактора уже тащат по полю что?
Трактора по полю тащат сеялки. Показ иллюстрации «Посев яровых».
-Проводят ровные бороздья. Сыплют в них дорожкой зерно и прикрывают его землей.
- Вот пшеница проросла, поля зазеленели. Прошло время, пшеница созрела, поля стали золотистого цвета, значит, пришло время убирать урожай. Какие машины выходят на поле? – комбайны.
(Показ иллюстрации).
- Кто работает на комбайне? …. комбайнёр
- Что же делает комбайн? Он косит, срезает колосья.
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
-Далее машины куда везут зерно?
На элеваторы. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.
(Показ иллюстрации).
- Далее, что делают? Везут на мукомольный завод, обмолачивают.
- Правильно, зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? На хлебозавод, пекарню.
- Правильно. На хлебозаводе пекари замешивают тесто.
- Круть и Верть очень довольны. Они рады, что успешно справляемся с заданиями.
- Молодцы. Пришла пора прощаться с нашими друзьями.
Давайте повторим наше «золотое» правило обращения с хлебом:
«Хлеб к обеду в меру бери, Хлеб – наша ценность, им не сори!»
- А за то, что мы были хорошими слушателями и рассказчиками Круть и Верть дарят нам пирог, который сами испекли.