Мукминат
Занятие в старшей группе «Чайная церемония»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Тема : «Чайная церемония»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру, о традициях употребления чая, об истории самовара в России. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей,
Публикация «Занятие в старшей группе „Чайная церемония“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
Развивать логическое мышление и воображение; связную речь. Воспитывать культуру поведения во время приема пищи, правильно сервировать стол и пользоваться столовыми приборами. Знакомство ребят с особенностями культур разных стран, с историей и использованием различной посуды, продуктов хорошо известного детям чая.
Активизация словаря: Чайный куст легенда, тульский, жаровой, сорт.
Методические примы: Чтение произведений, рассматривание иллюстраций, игры с использованием различных атрибутов, сюжетно-ролевые, дидактические.
Предварительная работа:
Аппликация: Чашки с блюдцем. В гостях у дагестанских мастеров (Унцукуль)
Рисование: Узор на блюдце (Гжель)
Лепка: Чайный сервиз для кукол (по мотивам гжель).
1. Экскурсия в магазин.
2. Ознакомление с разными видами чая.
3. Беседа и рассматривание картин.
Оборудование: Иллюстрации: посуда. гжель, Узбекистан, Китай,
Дагестан, Русский, дагестанский, узбекский, китайский,
баночки с черным и зеленым чаем. Самовар, чайная
посуда,атрибуты для чаепития, угощенье.
Ход занятия
Выходит 1-й скоморох, одетый в русский костюм.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гулянье!
Торопись, честной народ,
Всех нас ярмарка зовет!
2-й скоморох, одетый в дагестанский костюм.
Приглашаем к нам детей,
Ждет вас множество затей
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
Чаю вкусного напиться.
Воспитатель: Встречая детей у дверей.
Не толпитесь у дверей
Проходите поскорей.
Познакомлю я Вас с чаем,
Всех мы с радостью встречаем.
Воспитатель подводит детей к столу, где находятся разные виды чая. Предлагает внимательно рассмотреть.
Воспитатель: Дети, а какого цвета этот чай?
Дети: Черного.
Воспитатель: А этот?
Дети: Тоже черного цвета.
Воспитатель : а чем отличается этот чай от этого?
Дети: этот чай мелкий, а этот крупный.
Воспитатель: давайте посмотрим на чай в этой розетке
Дети: он зеленого цвета
Воспитатель: как вы думаете, где любят больше пить зеленый чай?
Дети: В южных странах
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому, что он утоляет жажду. А в южных странах очень жарко.
Дети читают пословицы.
1 ребенок: «С чаем тепло и зимой,
С чаем не страшен и зной.»
2 ребенок: «Устал - пей чай, жарко- пей чай, хочешь согреться- пей чай!»
«Если чай не пьешь -где силы берешь?»
«Чай пьешь -до ста лет проживешь.»
Воспитатель: А вы знаете, где впервые стали употреблять чай?
Сейчас расскажу легенду, а вы слушайте меня внимательно.
«Это было очень давно в Китае. Однажды пастухи заметили - стоит овцам пощипать листья вечнозеленого растения, как животные начинают резвиться и легко взбираться на гору. Китайцы решили испробовать силу листьев на себе. Они выслушали их, заварили в кипятке, как это делали с другими травами и стали пить ароматный настой. Напиток им очень понравился, к тому же он придавал новые силы…»
Воспитатель: где впервые стали употреблять чай?
Дети: в Китае.
Воспитатель: А кто обнаружил целебные свойства этих листьев?
Дети: Пастухи, которые пасли овец.
Воспитатель: в каких странах растут чайные кусты?
Дети :в Китае,Индии, Японии, Турции, Англии.
Воспитатель: Правильно. Знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты?
Дети: Да, они растут на юге, в Краснодарском Крае.
Воспитатель: Скажите, какие сорта чая вы знаете?
Дети: Чай бывает черный, зеленый, красный.
Воспитатель: Дети, чтобы получить от чая наслаждение и пользу его нужно правильно хранить. А как вы думаете, чай лучше хранить в открытой посуде или закрытой?
Дети: В закрытой баночке.
Воспитатель: А как называется эта посуда?
Дети: Чайница.
Воспитатель: Дети, покажите, в какой баночке вы хранили бы чай?
Дети показывают
Воспитатель: А почему выбираете эту баночку?
Дети: Крышка баночки должна быть плотно закрыта.
Воспитатель: А кто мне ответит, почему?
Дети: Чтобы сохранился аромат и запах чая.
Воспитатель: давайте с вами сравним запахи разного чая (одна банка плотно закрыта, другая открыта)
Дети подходят и нюхают баночки с чаем.
Воспитатель: В какой баночке запах сильнее?
Дети: В закрытой банке.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, у какого чая больше
аромата и лечебных свойств?
Дети: У свежезаваренного.
Скоморохи открывают ширму
Воспитатель: А теперь дети пойдем в гости и посмотрим,
Как разные народности пьют чай.
Дагестанский стол (за накрытым столом сидят девочка и мальчик, одетые в дагестанские наряды).
Дети: Здравствуйте, мир вашему дому.
Дети в костюмах: Салам Алейкум.
Воспитатель: Из чего дети в Дагестане любят пить чай?
Дети: Из чашек.
Воспитатель: А как называется ваза со сладостями?
Дети: Конфетница.
Воспитатель: А каких мастеров эта работа?
Дети: Унцукульских (рассматривают орнамент вазы).
Дети, сидящие за столом, читают стихи:
1 ребенок: Мы дети могучих Кавказских гор
И краем любимым горды!
2 ребенок: Тут с тучами в небе ведут разговор
Цветущие наши сады.
Танец «Лезгинка»
Затем подходят к узбекскому столу.
Дети: Здороваются. Мир вашему дому.
Дети в костюмах: Салам алейкум.
Воспитатель :а из чего любят пить чай в Узбекистане?
Дети: Из пиал.
Воспитатель: А с чем эти узбеки пьют чай?
Дети: С сахаром, сухофруктами.
(дети читают стихи)
1 ребенок: Наша Средняя Азия
Солнечная страна
2 ребенок: В силах поведать разве я
Как хороша она!
(дети танцуют)
Воспитатель: А теперь дети подойдем к Китайскому столу, и посмотрим, из чего же китайцы пьют чай?
Дети: Из кружек.
(дети читают стихи)
Воспитатель: И,наконец, детки, мы подходим к русскому столу.
А из чего пьют чай в России?
Дети: Из чашек.
Воспитатель: каким цветом расписана эта посуда?
Воспитатель : каких мастеров эта посуда?
Дети: эта посуда с синими и голубыми цветами. Гжельских мастеров
(дети читают стихи)
1 ребенок: Россия! Ты- гордость и слава народа!
Здесь столько народностей дружно живут
2 ребенок: И все-таки русский язык не напрасно
Всем дорог и близок, ведь русских здесь чтут!
Частушки
1 ребенок: На столе у вас пирог
Пышки и ватрушки
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
2 ребенок: Подавай мне чашку чая
Ведь тебе не жалко чай!
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!
3 ребенок: Мы на чай вас приглашаем
Все народности земли
Кружка чая нас сближает
Так споем о дружбе мы.
Песня о дружбе
(Скоморох в русском костюме загадывает загадки)
1. Четыре ноги, два уха
Один нос,да брюхо. (Самовар)
2. В небо дыра, в землю дыра,
Посередине огонь и вода. (Самовар)
Воспитатель: Эта загадка о самом старинном жаровом самоваре. У него есть труба, которой топили жаровой самовар: ветками, щепками, угольками.
Какой город славится самыми лучшими самоварами?
Дети: город Тула.
Воспитатель: Правильно- это тульский самовар. Стоит
его включить в розетку и кипяток готов.
Воспитатель: А чем отличается жаровой самовар от тульского?
Дети: Тульский- электрический, а жаровой нет.
Русские самовары были известны и любимы не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных международных выставках.
Воспитатель: Ребята, а вы любите пить чай дома?
Дети: Да.
Воспитатель: А с чем вы любите пить чай дома?
Дети :С конфетами, сахаром, печеньем, вареньем и т. д.
Воспитатель: А с чем любят пить чай папа и мама?
Дети: С сахаром.
Воспитатель: А какая посуда нужна для чаепития?
Дети: Заварочный чайник, чашки, блюдечки, сахарница, конфетница
Воспитатель: Чаепитие-занятие небыстрое.
За чаем засиживаются часами, ведя беседы обо всем.
Воспитатель: А как вы думаете, о чем могут говорить за чайным столом?
Дети: Обмениваются новостями, о людях, о работе, о погоде, поднимают друг другу настроение.
Воспитатель: Столько разных традиций у каждой народности.
Воспитатель: Эти традиции отличаются друг от друга.
Дети: дагестанцы и русские пьют чай сидя за столом, а узбеки сидя на коврике.
Дети: Дагестанцы и русские пьют из чашек, а узбеки из пиал
Воспитатель: А китайцы пьют чай на коврике, сплетенном из соломки.
Дети: Китайцы пьют чай из кружек.
Воспитатель :У каждой народности свои традиции, но нас всех объединяет дружба разных народов.
Встают дети, одетые в костюмы, и делают круг. Присоединяются все дети.
(Исполняется песня о дружбе)
Воспитатель сообщает гостям и детям-пока они пели песню,в самоваре закипела вода, а значит-нужно заварить и выпить чай.
Дети вместе с воспитателем заваривают по правилам разные виды чая (черный,зеленый,лечебный из душицы).
Воспитатель : Заваривать чай-это целое искусство. Что мы должны
сделать в первую очередь?
Дети: сначала нужно ополоснуть кипятком заварочный чайник, насыпать сухие листья, накрываем чайник салфеткой.
Воспитатель: а для чего покрываем чайник?
Дети: чтобы сохранился аромат чая.
Воспитатель: посмотрите, сколько гостей
наблюдали за нами, когда мы заваривали чай.
наверное и они не против попробовать наш
чай. А мы их угостим, ведь Дагестан всегда
славился своим гостеприимством. А наш
самовар закипел в группе и мы пойдем пить
чай в группу.
Пейте чай на здоровье