Диана Сурхаева
Конспект занятия в старшей группе «Аулы Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе : «Аулы Дагестана»
Цель: Обогащать представления детей о культуре народов Дагестана посредством ознакомления с народными промыслами.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с разными видами декоративно – прикладного искусства народов Дагестана (ковроделие, унцукульская насечка, кубачинские ювелирные изделия, балхарская керамика).
- Учить различать виды народных промыслов, их характерные особенности.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Аулы Дагестана“» размещена в разделах
- Развивать познавательный интерес к изучению истории возникновения народных промыслов, умение видеть отличительные особенности изделий, элементы узора, колорит росписи, фон и т. Д.
- Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров Дагестана.
Предварительная работа: - Чтение дагестанских сказок «Друзья пастуха» (кумык., «Гончар из аула Балхар» Р. Рашидова и др.
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, изделий народного творчества.
- разучивание пословиц и поговорок народов Дагестана о труде и трудолюбии.
Материалы и оборудование:
Изделия мастеров Дагестана.
Иллюстрации с изображением изделий народного творчества.
Куклы в национальной одежде.
Содержание образовательной деятельности :
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы с вами живём в прекрасной, живописной республике – Дагестан! Что а переводе означает – «Страна Гор».
- Ребята, давайте посмотрим на карту Дагестана. Где расположена большая часть Дагестана? (ответы детей)
- Вы правы, ребята! Большая часть Дагестана расположена на склонах горных хребтов. Малая часть Дагестана расположена вдоль побережья Каспийского моря.
Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Много в нашей республике городов и аулов. И у каждого города и аула есть своё название, как имя у человека. А какие дагестанские города и аулы вы знаете? (ответы детей).
- Ребята, а что же такое аул? Аул – это поселение, в котором живут люди. По-другому аул мы с вами называем селением или селом.
А вы хотите отправиться в путешествие по Дагестану? Познакомиться с аулами, ведь как известно, каждый аул славится своим уникальным ремеслом.
«Балхарские кувшины»
- Перед вами прекрасные гончарные изделия из глины, сделанные искусными мастерицами селения Балхар.
Девушки лепят кувшины
Украсив узором затейливым их.
И жёлтая глина и белая глина,
Мелькают в проворных руках золотых!
- Людей, которые лепят из глины разные предметы, называют гончарами.
В селении Балхар изделия из глины лепят, в основном женщины. Для работы мастерицам необходима глина, которую они очищают от примесей, отмачивают, а затем хорошо замешивают, а также гончарный круг, деревянные и железные ножи.
Кувшины лепятся на гончарном круге. Когда сосуд выполнен, его высушивают в тени и готовят к росписи. Балхарки расписывают кувшины белой и жёлтой глиной, которую они добывают в горах. А после нанесения росписи на кувшин, его обжигают в специальной печи.
- Ребята, какие цвета характерны для балхарской керамики?
Дети: - Cами кувшины коричневые, а узоры на них белого и жёлтого цветов.
- Молодцы, ребята! А теперь, мы с вами отправимся в село Унцукуль.
«Унцукульская насечка»
- Унцукульские мастера занимаются обработкой дерева (изготавливают декоративные вазы, блюда, тарелки, трости. Украшают свои изделия насечкой из метала. Для этого используют серебро, медь.
Мастер выбирает заготовку из дерева.
- Ребята, как вы думаете, любое ли дерево пригодно для работы (ответы детей)
- Оказывается, заготовку делают только из абрикосового или кизилового дерева.
Мастер распаривает заготовку на огне, чтобы она стала гибкой. Затем обтёсывает все неровности топором и рубанком, а потом специальным инструментом - рашпилем обрабатывает всю заготовку. И только после этого приступает к нанесению орнамента. У каждого элемента орнамента есть своё название – «Глаз», «Лист», «Капля», «Птичий след» И т. Д.
В конце изделие шлифуют – оно становится гладким, и красят его.
- Ребята, а вы знаете, что в каждом ауле есть детский сад, такой же уютный и красивый как и наш. И даже есть игра, которая называется «Есть в ауле детский сад». Давайте сыграем в эту игру…
Игра «Есть в ауле детский сад»
Есть в ауле детский сад,
В этот сад ходил Мурад.
Был он ниже всех ребят-
(ведущий и все дети приседают)
Так в ауле говорят
Рос по горке виноград (дети встают)
Рос чеснок и рос Мурад.
Стал он выше всех ребят.
И теперь ему мала,
Говорят, Махачкала!
- Молодцы, ребята! Весело поиграли. Теперь мы с вами отправимся в Табасаран.
«Ковровщицы за работой»
Девушки – табасаранки
Струны ниток разноцветных,
Пальцами перебирают
Словно музыку играют.
- Дети, как вы думаете, для чего нужны ковры?
Дети: Для уюта, для тепла и красоты.
- В табасаранском районе живут очень талантливые и трудолюбивые мастерицы –
ковровщицы. Для того чтобы соткать ковёр, сначала моют состриженную овечью шерсть, расчёсывают на специальных чесалках, затем прядут из неё нитки. Для этого мастерицы используют маленькие веретёнца. После нитки окрашивают в разные цвета. В Дагестанских коврах преобладают синие и красные цвета: красный цвет символизирует огонь и солнце, а синий воду.
Затем на ткацкий станок натягивают нитки – готовят основу для будущего ковра.
Для работы ковровщицам необходимы такие инструменты как : крючки, колотушки и ножницы.
Над созданием одного ковра, мастерицы трудятся от нескольких месяцев до полугода. Дагестанские ковры ценятся во всём Мире.
- А я хочу предложить вам создать свой собственный орнамент ковра.
Давайте поиграем!
Игра «Собери узор»
Цель : учить детей составлять декоративные композиции, располагать элементы на основе разнообразных орнаментов. Развивать чувство симметрии.
- Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в древнейший аул Кубачи.
«Кубачинские златокузнецы»
Издавна славятся кубачинские мастера своими ювелирными изделиями, но не только. Так же они изготавливают пояса, блюда, кувшины, подносы, ложки необыкновенной красоты.
- Ребята, как вы думаете, какой метал используют в работе мастера-ювелиры?
(ответы детей)
- Конечно же - золото и серебро.
- Мастерами могут быть не только мужчины, но и женщины. Сначала мастер –ювелир вырезает на серебряной пластине узор, затем заливает его чернью и шлифует, украшает изделие драгоценными камнями.
- В работе мастера используют узоры, и каждый узор имеет своё название :
«Мархарай» - заросли, «Тутта» - дерево, «Лум» - кайма, обрамление,
«Тамгьа» - пятно.
Почти в каждой кубачинской семье есть свой мастер-ювелир, так как секреты мастерства передаются вот уже много, много лет. От отца к сыну, из поколения в поколение.
- Дети, вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в наш детский сад.
Рефлексия:
- В каких аулах мы с вами сегодня побывали?
- Что нового узнали? (ответы детей