Качалкина Наталья Алексеевна
Конспект занятия «В русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «В русской избе»
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков.
Задачи: - познакомить детей с внутренним убранством русской избы (печь, кухонная утварь, чугунок, ухват, сито, утюг на углях, люлька, лапти вышитые полотенца, подзоры);
- развивать представление об элементах русской народной культуры (народные игрушки, народная музыка, фольклор);
Публикация «Конспект занятия „В русской избе“» размещена в разделах
- формировать национальное самосознание через народную мудрость и потешки;
- расширять у детей словарный запас, используя русский народный фольклор (потешки, заклички, народные игры, загадки и колыбельные песни);
-вызвать чувство гордости за свою родину.
Предварительная работа: Чтение произведений устного народного творчества и рассматривание иллюстраций к произведениям. Разучивание народных игр, потешек, песен, прибауток.
Рассматривание предметов одежды русского народа и предметов быта. Прослушивание русской народной музыки. Инсценировка народной песни «Тень тень-потетень».
Организация мини музея (вышивка, вязание, плетение, поделки из глины и дерева).
Оборудование:
Демонстративный материал: печка, чугунок, люлька, ухват, деревянные ложки, вышитые полотенца, салфетки, самодельные куклы и игрушки из дерева и глины, гребень, иллюстрации, книги, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение - «Ах вы, сени.».
Раздаточный материал: элементы русского костюма, деревянные ложки, заготовки для росписи балалаек, черные фломастеры, цветы, вырезанные из бумаги, клей, тарелочки с заготовками для украшения балалаек, кленки для клея.
Словарная работа: Гребешок, чугунок, картуз, ухват, кокошник, сарафан, люлька, коромысло, лапти.
Ход занятия.
Входит купец (воспитатель) с товаром.
Купец: Налетайте, покупайте! Есть гребешки и ложки платки и матрешки.
Воспитатель: А сколько стоит твой товар?
Купец: А вы загадки отгадайте и покупки забирайте.
1. Всех лохматых расчесать,
кудри в косы заплетать.
Делать модную прическу, помогает нам… (расческа).
2. В разнаряженной девице, перепрятались сестрицы (матрешка).
3. Не лопата, не совок, что захватит, то в роток.
Кашу, суп или окрошку. Вы узнали? Это (ложка).
Воспитатель: Откуда ты пришел к нам, в таком наряде?
Купец: Я купец – молодец, продаю товар. Давным-давно на Руси люди жили подругому, не так, как сейчас. А вы хотите посмотреть? Вот у меня есть блюдечко с наливным яблочком.
Воспитатель: «Катись, катись, яблочко по блюдечку. Покажи нам Русь – матушку.
Воспитатель: Мы попали с вами избу русскую. Изба – это такой же дом, как у нас с вами? (ответы детей).
Обратить внимание на сундук. А это что такое? Давайте посмотрим. Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое. Платки, ленточки и т. д. Дети наряжаются. Что за чудо в избе стоит? (печь).
Давайте подумаем, для чего нужна печь? (в печи готовили еду, на ней спали, ею обогревали жилище.)
Про нее народ потешки складывал и загадки. То печет блины, то показывает сны? (печка).
Воспитатель: Посмотрите, необычная кастрюля, без ручек? Как же ее достать из печи? Чтобы достать чугунок (его так называли, люди придумали ухват (металлический обруч с деревянной ручкой, он помогает не обжечься (демонстрируем ухват с чугуном).
Разжигали печь дровами и ставили на угли чугунок с кашей, со щами и ждали, когда сварится, вынимали и кушали всей семьей. А ели ложками. Купец: А вот ложки расписные и маленькие и большие. Красота и внешний вид вызывают аппетит.
Воспитатель: Кушали детки, а матушка приговаривала:
«Умничка, Катенька, ешь кашку сладеньку,
вкусную пушистую, мягкую, душистую».
Еще на ложках умели играть. Давайте попробуем. (Под музыку «Ах вы сени…», дети играют на ложках).
Воспитатель: Семьи были большие. По пять и больше детей. Родители работали в поле. Старшие дети помогали, присматривали за маленькими. Ухаживали за домашними животными. По утрам выгоняли коровушку пастись.
Купец: (выводит коровушку) приговаривает:
«Рано, рано по утру, пастушок ту-ру-ру -ру-ру!
А коровка в лад ему, затянула «Му-му-му!».
Воспитатель: «Ты коровушка ступай, в чисто поле погуляй,
а вернешься вечерком, нас напоишь молочком!
Русские люди умельцы были, мастерили все своими руками. Вышивали, игрушки делали для детей: кукол, свистульки (воспитатель обращает внимание детей на выставку). А вечером, укладывает матушка деточек спать и напевает колыбельные песенки.
1. «Ой, люли люленьки, баеньки – баюшеньки. Сладко спи по ночам, да расти по часам.
2. «Баю, бай, баю, бай. Ты, собачка не лай, белолапа не скули, мою дочку не буди».
Воспитатель: (показывает детям гребешок) Кто запомнил? Что это такое? (ответы).
Чтобы волосы были длинные, матушка расчесывала гребешком и приговаривала:
«Чешу, чешу волосенки, расчесываю косоньку,
Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят, все волосенки в ряд.
Расти коса не путайся, маму дочка слушайся.
А сыночку, приговаривала:
«Ай, лады, лады, не боимся мы воды,
чисто умываемся, маме улыбаемся.
А вам мама говорит, когда умываетесь?
Дети ответы: Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: В выходные, все ездили на ярмарки. Катались на каруселях, делали покупки, ели сладости, веселились.
Под музыку Калинка малинка дети танцуют, а гости подыгрывают на балалайках.
Воспитатель предлагает детям украсить свою балалайку. (дети садятся за столы, украшают балалайку).
Купец: (угощает сладостями, приговаривает)
- «Любят маленькие детки все возможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает, кто за щечкою катает».
Воспитатель: Пряники печатные, до чего приятные. Мы не сразу их съедим, а сначала разглядим.
После всего дети примеряют на себе русские костюмы, пробуют сварить кашу в чугуне, на коромысле пронести ведерки. И мн. др.