Нестерова Ольга Викторовна
Конспект занятия в подготовительной коррекционной группе с детьми с ОВЗ «Путешествие в страну Букварию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р. п. Башмаково
НОД
по подготовке к обучению грамоте
«Путешествие в страну Букварию»
Группа : старшая коррекционная.
Учитель – логопед
О. В. Нестерова
первой квалификационной категории
2023 г.
апрель
Цель: обобщение программного материала по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной коррекционной группе с детьми с ОВЗ „Путешествие в страну Букварию“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Коррекционно – образовательные :
- актуализировать знания по темам: «Звуки», «Буквы», «Слова», «Предложения»;
- совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- совершенствовать умения делить слова на слоги;
- совершенствовать умения определять позицию заданного звука в словах;
- совершенствовать навык анализа предложений;
- закреплять умения различать единицы языка: звук, слог, слово, предложение;
- закреплять умения различать буквы на письме.
2. Коррекционно-развивающие :
- развивать связную речь;
- развивать внимание, мышление, память;
- развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать речевое дыхание, силу голоса;
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционный аппарат.
3. Коррекционно - воспитательные :
- воспитывать дружелюбие, ответственность, взаимопомощь, инициативность и самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: презентация, видеоролик, аудиозапись, письмо от девочки Лёли, предметные и сюжетные картинки, наборы для составления схемы предложения и звуко-слогового анализа, индивидуальные карточки с заданиями, наборы дидактических игр «Звуковая гусеница», «Слоговой паровоз», «Домики», массажные мячи - Су Джок шары, индивидуальные зеркала, смайлики для рефлексии.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, речевого дыхания, зрительной гимнастики, физкультминутки.
Ход НОД.
I. Организационный момент.
1. Мотивирующее начало. Сюрпризный момент.
(дети играют, звучит смс электронной почты)
СЛАЙД 2
- Дети, это что за звук, вы слышите?
- Нам пришло голосовое сообщение по электронной почте!
- Ой, какая – то девочка! Она хочет нам что - то сообщить, послушаем!
(Дети стоят полукругом на ковре смотрят на экран презентации)
ПИСЬМО: (Звучит голосовое сообщение)
«Здравствуйте, дорогие дети! Я девочка Лёля из волшебной страны Букварии. И живу я в замечательном, маленьком городе, жителей которого называют Буквы. Случилось так, что на наш город налетел сильный ураган. Всех жителей унесло ветром. Их домики опустели, а над городом сгустились черные тучи. Дети, я прошу вас о помощи! Для того, чтобы буквы смогли вернуться в свои дома, нужно разогнать тучи и отгадать название нашего города. Тогда над городом появится солнце и буквы снова смогут вернуться на свои места».
- Ну что, дети, поможем Лёле? ( Дети: Поможем)
- Мы отправляемся в волшебном путешествии на помощь буквам в страну Буварию!
- Ой, а как же мы можем добраться до страны Букварии? (самолет, воздушный шар, вертолет, корабль).
СЛАЙД 3
- Путешествие на корабле будет самым удобным. Смотрите, корабль уже ждет нас. Пройдите к кораблю. Занимайте места на палубе.
- На каждом корабле есть штурман, который управляет штурвалом (рулём) корабля. Макар будет штурманом и будет прокладывать путь к стране Буквария.
- Сели все поудобнее, выпрями спинки и приготовились завести мотор корабля, дррррр! Дрррр! Справились! (завести мотор (дррррр) (артикуляционная гимнастика,
- А теперь надуем паруса! Вдохнули глубоко носиком и выдохнули через ротик. И ещё раз подуем. Здорово! (дыхательная гимнастика,
- Полный вперед! Закройте глаза, представьте, как мы плывем!
(СЛАЙД 3. Фонограмма шум моря).
- Смотрите, вот и приближается страна Буквария.
- Штурман, стоп корабль, опустить якоря!
(Дети сходят с корабля по трапу)
- А вот и город, который надо спасти.
- Подойдём, потихонечку, на цыпочках к городу.
- Как темно. И правда город весь в тучах. Как их много!
(Дети встают в круг на ковре перед презентацией)
СЛАЙД 4
- Посмотрите, тучи не простые! На каждой туче цифра. Это количество заданий, которые нам нужно выполнить.
- Дети, посчитаем, сколько тучек.
- Макар, сколько посчитал тучек? (6)
- Значит сколько предстоит выполнить заданий? (6)
- И так, готовы? (Да)
- Слушайте первое задание: надо отгадать загадки. Чтобы отгадать загадки, нужно очень внимательно слушать!
II. Основная часть.
1 задание (1-ая тучка)
Д/И «Доскажи словечко, отгадай загадку».
(Развитие речевой активности детей, логического мышления, слухового внимания, чувства ритма).
Загадки:
- Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
- Какие звуки речи бывают? (Гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки?
- Назовите согласные звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Следующая загадка:
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
- Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
(Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.)
- Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
-Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
- Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
- Отгадали все загадки! Задание выполнено. Первая тучка превращается в белое облако.
СЛАЙД 5 (Звучит волшебная музыка)
- Смотрите, а вот и первая буква названия города!
(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).
- Назовите её. (Буква А)
- Будем собирать буквы на поднос.
- Молодцы!
2 задание – (2-ая тучка)
Д/И «Домики». (Формировать навыки у детей определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание).
- Чтобы справиться со вторым заданием, предлагаю пройти за столы.
(На столе у каждого ребёнка лежит картинка, на оборотной стороне написана буква. Ребенок определяет место заданного звука в слове - названии картинки. На доске макет з-х домиков, символизирующих начало, середину и конец слова Дети по очереди выходят к доске и «заселяют» свои картинки в домики, в зависимости от места заданного звука в слове).
С- (определить место звука С в слове собака)
- Дети, определите позицию звука С в слове и поселите слово-картинку в нужный домик. Если звук в начале слова -1дом, в середине слова-2 дом, в конце слова- 3 дом ( Картинки по количеству детей: собака, снежинка, лиса, собака, глобус, ананас, лист, слон)
- Полина, выходи, назови картинку и определи, где находится звук С в твоем слове?
(В слове слон звук С находится в начале слова, поселю картинку в первый дом.)и т. д.
- Все правильно справились с задание! Горжусь вами! Задание выполнено.
СЛАЙД 6 (Звучит волшебная музыка)
- А вот и вторая чёрная тучка исчезла!
Смотрите, ещё одна буква.
(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).
- Назовите её. (З)
3 задание (3-ая тучка)
Д/И «Звуковая гусеница»
(Развитие фонематического слуха, последовательного звукового анализа с опорой на фишки, совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов)
(У каждого ребенка на столе звуковая гусеница, состоящая из головы и кругов 3х цветов. Красные круги символизируют гласные звуки, синие круги – твердые согласные звуки, зеленые круги – мягкие согласные звуки)
- Дети, следующее задание от третьей черной тучи непростое. Но я верю, что вы справитесь! Сначала отгадайте загадку:
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.» (Книга)
- Правильно!
- Нам нужно собрать звуковую гусеницу слова КНИГА.
(Дети выполняют звукобуквенный анализ слова КНИГА. Работа проводится совместно. Один ребенок работает у доски, остальные на местах)
- Посмотрите, правильно Макар выполнил звуковой анализ слова книга?
- Сравните у себя,
- А теперь проверьте друг у друга.
- Молодцы! Задание выполнено. А вот и появилась третья буква.
СЛАЙД 7 (Звучит волшебная музыка)
- Третья тучка ушла и появилась белое облако!
- А вот и третья буква!
(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).
Назовите её. (Буква Б)
Пальчиковая гимнастика. (Около столов)
Игра с массажным мячем - Су Джок шар.
(Развитие мелкой моторики пальцев рук)
- Дети, наше путешествие продолжается. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Возьмите шары су – джоки и разомнём наши пальчики!
(Дети сидят на стульчиках. Логопед раздает Су Джок шары. Движения кольцами шара выполняются в соответствии со словами)
Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Прокатывать мяч вверх-вниз между двумя ладонями. Затем делается массаж каждого пальца пружинками мяча).
Это - пальчик мой большой,
Он с широкою душой.
Это - указательный,
Умный и внимательный.
Этот - пальчик средний,
Выше, чем соседний.
Этот - безымянный,
Он немножко странный.
И мизинчик маленький,
Смелый да удаленький.
- Чудесно! А теперь отдохнут наши глазки!
Зрительная гимнастика
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем
- Дети, готовы к следующим испытаниям?
4 задание (4-ая тучка)
Д/И «Найди букву» (Развитие усидчивости детей, зрительного внимания и памяти).
- Задание четвё ртой тучки: у каждого у вас карточки с буквами, надо обвести в кружок только гласные буквы. Возьмите красный карандаш, приступайте.
(Каждому ребенку дается карточка, на которой написаны гласные и согласные буквы, красный карандаш. Ребенку предлагается найти и обвести в кружок все гласные буквы)
- Дети, дружно пропоём гласные звуки, которыми обозначаются гласные буквы.
- Здорово пропели! Задание выполнено.
(Звучит волшебная музыка)
СЛАЙД 8
- Ещё одна чёрная тучка исчезла!
(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).
- Ой, а вот и четвёртая буква.
- Назовите её. (у)
5 задание (5-ая тучка)
Д/И «Слоговой паровоз»
(Развитие фонематического слуха, навыков деления слов на слоги, определение количества слогов в слове)
- Задание пятой тучки!
- Дети, перед вами слоговой паровоз. Его вагоны с одним-, двумя-, тремя-, четырьмя окнами. На столе перед доской лежат картинки. Вы поочереди подходите к доске и в зависимости от количества слогов в слове, рассаживаете картинки в соответствующие вагоны паровоза, и тогда он сможет отправиться в путешествие.
- Как мы определяем количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове. Количество слогов определяется «прохлопыванием» слова, «протопыванием» слова).
- Молодцы! Задание выполнено.
(Звучит волшебная музыка)
СЛАЙД 9
- А вот и пятая чёрная тучка исчезла.
(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).
- Смотрите пятая буква!
- Назовите её. (к)
6 задание (6-ая тучка)
Д/И «Составь схему предложения. Объясни пословицу»
(Совершенствование навыка анализа предложений, развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя, расширение и актуализация словаря, развитие связной речи.)
- Вот мы с вами и добрались до последнего, шестого задания. Нам нужно объяснить смысл пословицы и выложить её схему.
(У каждого ребенка на столе схемы предложения. Дети работают на местах, один ребенок у доски).
- Как вы понимаете эту пословицу «Знания лучше богатства»?
(Значит, что знания очень важны - лучше много знать, чем быть богатым).
- Максим схему пословицы выполняет
(Дети выполняют схему предложения.)
- Прекрасно справились и с этим заданием!.
(Звучит волшебная музыка)
СЛАЙД 10.
- И шестая чёрная туча исчезла!
- А вот и появилась шестая буква.
(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).
- Назовите её. (А)
Слайд 11.
(На слайде вместо чёрных туч появляется солнце)
- Дети, посмотрите, все тучи рассеялись и над городом выглянуло солнце! Я предлагаю вам встать и поприветствовать его.
«Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы по шире разведём.»(Потягивания — руки в стороны.)
- Посмотрите, мы с вами разогнали все тучи, выглянуло солнышко! Но что-то не все жители возвращаются в свои дома.
- Что же мы забыли?
- Нам нужно еще отгадать название города, сфотографировать название и отправить девочке Лёле. И тогда жители вернуться в него!
- Дети, пройдите на ковёр к ватману. Соберите из букв название города. Приклейте буквы, солнышко, облако.
(Дети берут буквы и прикрепляют на ватман
- Прочитайте как называется город? (АЗБУКА)
- Правильно!
- Скорее сфотографируем! (Фотографирую)
- Отправляем фотографию.
- Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Пока мы плывём, наше сообщение придёт девочке Лёле.
- Проходим все на корабль. Штурман за штурвал.
(Дети садятся в корабль.)
Слайд 12. Звучит фонограмма шум моря
III. Итог НОД. Рефлексия.
- Вот мы и вернулись!
Слайд с 13
(Звучит смс - музыка, появляется на экране девочка Лёля)
Звучит фонограмма голоса девочки Лёли)
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела.
И дружить, и дорожить,
И добро всегда творить!»
- Мы очень рады, что помогли!
- Дети, вот и засияло солнышко в стране Букварии, над городом под называнием Азбука. Оно будет согревать своим теплом жителей – буквы.
- Наше путешествие подошло к концу
- Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?
- Молодцы, справились со всеми заданиями, потому что были настоящей, дружной, командой.
- А, что это такое? Какой - то красивый сундучок? Сюрпризы ещё не закончились! Интересно, что в нём? Откроем!
- Да это же сюрприз от жителей страны Букварии! (Конфеты медальки)
- Благодарю вас всех и очень вами горжусь!