Анастасия Баталова
Занятие в подготовительной группе по финансовой грамотности «Поход в музей денег» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия «Поход в музей денег» по формированию основ финансовой грамотности для детей 6-7лет.
Образовательное учреждение: МДОАУ «Детский сад № 14 «Дельфин» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области»
Время реализации занятия - 27 минут.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Задачи.
Образовательные задачи.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по финансовой грамотности „Поход в музей денег“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Обогащать представления детей об истории денег, углублять представления детей о прошлом и настоящем; закрепить представления о видах денег (наличные и безналичные, монеты и купюры, пластиковые карты).
2. Закреплять представления детей о трудовых действиях людей разных профессий.
3. Уточнять знания детей о том, что можно и что нельзя купить за деньги.
Развивающие задачи.
1. Развивать внимание, логическое мышление.
2. Развивать связную речь: формировать умение делать простейшие выводы.
3. Развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать ценностное отношение к труду людей и его результатам.
2. Учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей.
Словарная работа.
Обогащение словаря: наличные и безналичные деньги.
Активизация словаря: монета, купюра, заработная плата, пластиковые карты, бесценность.
Содержание образовательной деятельности построено с учетом интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Используемые методы и приемы:
Для реализации поставленных задач были использованы методы, приемы и технологии:
Наглядный метод:
презентация «История денег»;
музейные предметы (ракушки, купюры и монеты, пластиковые карты);
иллюстрации монет, ракушек, пластиковых карт.
Словесный метод:
беседа «Что такое зарплата», «Какие были деньги в древности»
проблемные вопросы, обсуждение, объяснение;
Игровой метод:
дидактическая игра «За что люди получают деньги»;
дидактическая игра «Что можно купить за деньги»;
дидактическая игра «На что потратить деньги»;
физминутка.
Практический метод:
ребус «Отгадай слово».
Предварительная работа:
- создание мини-музея денег в группе,
- чтение сказки «Приключение монетки»;
- беседы «Если взрослые перестанут трудиться», «Профессии моих родителей», «Тратим разумно»;
- отгадывание загадок о профессиях;
- рассматривание иллюстраций Монеты и купюры;
- сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин», «Кафе» и др.
Планируемые результаты
Ребенок:
имеет представления о том, что зарплата – это оплата за труд;
умеет распознать монеты, купюры, наличные и безналичные деньги;
применяет в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
осознает и соизмеряет свои потребности и возможности;
понимает, что расходы семьи не должны быть расточительными;
осознает главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей за деньги не купишь.
осознает, что сбережения семи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумного расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьи или потрачены на приобретения необходимых вещей;
Ресурсы, оборудование и материалы:
большой конверт с пригласительным билетом в «Музей денег», ноутбук, проектор, экран, интерактивная игра «Что можно купить за деньги», презентация «История денег», макет «музей денег», сундучок с ракушками, монеты, купюры, пластиковые карты, д/и «За что люди получают деньги», д/и «На что потратить деньги», карандаш на каждого ребенка, карточка - игра «Отгадай слово».
Список литературы:
1. Аксенова Н. И. / Н. И. Аксенова, Ц. М. Левин, Е. А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. – Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. – 38 с.
2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
3. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с. 1
5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://fincult.info/teaching/
2. https://www.zapsibkombank.ru/about/obuchayushchie-materialy/finansovaya-gramotnost-dlya-detey
3. https://www.youtube.com/watch?v=tfsNHeVVhdQ
№
п/п Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть. Организационный момент
Приветствие
Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла к вам в группу, я обратила внимание на стол, и посмотрите, что же я там увидела! Это конверт, а в нем, наверное, письмо нам кто-то прислал. Откроем? Посмотрите, это пригласительный билет в музей денег! Вы когда-нибудь получали пригласительные билеты в музей? А в Музее денег бывали когда-нибудь? Я вам предлагаю сходить в музей денег, как вы на это смотрите?
А для начала я предлагаю вспомнить, что же такое деньги?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие бывают деньги? Для чего нам нужны деньги?
Ответы детей.
Воспитатель. А откуда берутся деньги, где нам их взять?
Ответы детей.
Воспитатель. Деньги получают за работу. Эти деньги называются - зарплата, плата за работу.
Зарплата – это денежное вознаграждение работника за труд.
- За какой труд люди получают деньги, сейчас мы с вами вместе вспомним! Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Мы сейчас встанем в круг и я расскажу вам правила этой игры.
Игра с мячом «За что люди получают деньги»
Правила игры: я называю профессию, а вы говорите, за что человек этой профессии получает зарплату.
• Ветеринар - (лечит животных, осматривает их, выписывает лекарства, дает советы по уходу за животными)
• Парикмахер – (делает прически, стрижет волосы, подбирает для нас шампуни, краски, бальзамы для волос, дает советы по уходу за волосами)
• Повар – (готовит вкусные блюда, придумывает рецепты новых блюд, украшает блюда.)
• Пожарный – (тушит пожар, спасает здания, сооружения от пожара; рискуя своей жизнью, спасает людей во время пожара.)
• Полицейский – (ловит преступников, следит за правопорядком)
Воспитатель. Вот мы и узнали, за что люди получают деньги.
- Какие деньги называются монетами и купюрами?
Ответы детей.
Воспитатель. Верно. Ну, что отправляемся в «музей денег».
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Дети отвечают.
Дети стоят в кругу. Воспитатель выборочно кидает мяч детям и называет профессию. Дети, поймав мяч, озвучивают род деятельности данной профессии.
Основная часть.
Воспитатель. Прошу в музей!
Первый экспонат нашего музея старинный сундучок. Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу сундучок, даю двум-трём детям потрясти). Воспитатель предлагает открыть сундучок, дети видят там ракушки.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, вы можете объяснить, почему в музее денег, оказались ракушки?
Дети. Предлагают варианты ответов
Воспитатель. Мне тоже интересно - почему здесь ракушки? В информационном центре все и узнаем (предлагаю сесть на стульчики)
- Внимание на экран! Просмотр презентации «История денег».
Воспитатель.
(1 слайд)
- Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи лепили глиняные горшки, четвертые работали на земле.
(2 слайд)
- Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на ракушки, глиняные горшки меняли на перья, зерно на мех. Но это было неудобно. И тогда люди придумали древние денежки, они стали обменивать товары на перышки или ракушки.
(3 слайд)
- Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков.
- Металлические деньги оказались самыми удобными. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.
- У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелые и занимают много места.
(4 слайд)
- И поэтому люди придумали выход: создали современные деньги: монеты, бумажные рубли и банковские карты.
Воспитатель. Ребята, что вы узнали из истории денег? Почему в сундучке оказались ракушки?
Ответы детей.
Воспитатель. Совершенно верно. В старину ракушки использовали как средство обмена.
Дети встают полукругом напротив выставки экспонатов.
Несколько детей трясут сундучок с ракушками.
Следуют предположения детей о наличии в сундучке.
Варианты ответов детей.
Дети садятся полукругом на стульчики, просматривают презентация и слушают историю возникновения денег.
Дети отвечают.
Воспитатель. Мы уже с вами говорили, что ваши родители получают зарплату. Скажите мне, пожалуйста, а как родители распоряжаются этими деньгами? (ответы детей) я вам сейчас предлагаю побыть взрослыми и представить, что мы получили заработную плату и нам нужно правильно распорядиться ей.
Дидактическая игра «На что потратить деньги»
Подгруппе детей дается лист с основными потребностями (дом, одежда, еда, транспорт, игрушки, сладости, подарки, лекарства, развлечения)
- Сядьте, пожалуйста, за столы. Давайте посмотрим, что на них изображено. Ваша зарплата – это 5 монет. Каждая картинка стоит одну монетку. Нарисуйте от каждой монетки стрелочку к тому, на что вы предлагаете потратить деньги.
Обсуждение.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать
Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьев?
Сколько пальцев на руках?
Сколько пальцев на ногах?
Сколько в садике скамеек?
Сколько в кошельке копеек?
Дети отвечают.
Дети делятся на 2 подгруппы, садятся за столы, обсуждают, на что нужно потратить каждую монету, проводят от монет стрелочки.
Дети объясняют, почему выбрали ту или иную картинку.
Ходьба с выставлением указательного пальца вперед
показать на углы с поворотами туловища
приподнимать поочередно ноги
раскрыть пальцы рук
присесть, коснуться носков ног
полуприседания
большим пальцем растираем остальные в щепотке
Воспитатель. Хорошо, мы с вами размялись. А кто помнит, где мы с вами находимся?
Давайте посмотрим, что же находится в других сундучках? (открываем второй сундук с бумажными деньгами) это купюры и монеты. Они называются наличные.
Воспитатель. Посмотрим, что в другом сундучке (дети достают пластиковые карты). Что это? А на картах есть деньги? А мы можем их потрогать? Такие деньги называются безналичные.
Воспитатель. Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется:
Д/и «Что можно купить за деньги?» (Презентация)
Объяснение правил.
Рассмотрите предметы и назовите то, что можно купить за деньги
Воспитатель. А почему остались картинки?
Воспитатель. Да ребята, за деньги нельзя купить дружбу, любовь, жизнь на земле, солнце, семью. Дети отвечают
Открываем сундучок. Дети рассматривают купюры и монеты.
Открываем сундучок. Дети рассматривают пластиковые карты, отвечают на вопросы.
Дети по очереди называют предмет, который можно купить за деньги, воспитатель отправляет его в корзину.
Ответы детей.
Практическая часть
Воспитатель. Ребята, сотрудники музея приготовили для вас еще одну игру, я думаю, вам интересно поиграть в нее.
Ребус «Отгадай слово».
Объяснение правил: Вам нужно определить первый звук в названиях нарисованных картинок и написать в квадратах соответствующую букву.
Обсуждение.
Воспитатель. Молодцы ребята, все справились.
Дети походят за столы, выполняют задание.
Дети объясняют выполненные задания (какое слово зашифровано - рубль, банк, карта).
Рефлексия
Воспитатель. Что сегодня мы с вами делали, где были и что узнали? Что вам больше всего понравилось? Вам было трудно выполнять задания. Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным? У нас все получилось? Вы молодцы, я вами горжусь! Дети встают в круг.
Воспитатель задает вопросы.
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, вспоминают, что делали на занятии.