таисия кудош
Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР «Умка приглашает на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
УМКА ПРИГЛАШАЕТ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "РЕБЁНОК И ПРИРОДА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-6 лет)
Программные задачи: формировать представления детей о животных и птицах Севера (белый медведь, морж, северный олень, полярная сова, о явлениях неживой природы (северное сияние); развивать кругозор, зрительное внимание, мышление, память, связную речь, речевое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением; воспитывать познавательное отношение к животному миру северного края.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР „Умка приглашает на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, шапочка для взрослого, глобус, фигурка Умки, ширма "Север" из ткани, искусственный снег, 5 снежинок с заданиями, разрезанные на части карточки с изображением белого медведя и моржа, магнитная доска, карта-схема, подносы, мяч, влажные салфетки, "сюрприз" для детей, диско-шар, 5 карточек с изображением кругов синего, красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цвета (на обратной стороне - молоко, сани, одежда из меха, унты, чум, по количеству детей : шапочки, снежинки из бумаги на резинке, пластиковые шары ("снежок", заламинированные карточки, к которым на ленточках прикреплены снежинки с изображением зимних забав, мультимедийная установка, аудиозаписи: входящего вызова скайп, звука вьюги, голоса Умки.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, иллюстраций с пейзажами, животными Севера, изучение энциклопедий, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильма "Умка" (студия "Союзмультфильм",1969, беседы, разгадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель (В.).
Утром солнышко взошло,
Светит лучиком в окно.
Говорим друг другу: "Здравствуй!
С добрым утром, день прекрасный!"
Е. Субботина
Дети. С добрым утром!
Слышен звук входящего вызова скайп. На экране появляется слайд с изображением Умки, он приглашает детей на Северный полюс.
В. Ребята, вам хотелось бы отправиться на Северный полюс? (Да.) Для путешествия нам необходимо подготовиться. Нужно тепло одеться, ведь там очень холодно. (Все надевают шапочки.) Возьмём волшебные бинокли (имитируют). А как же мы попадём на Северный полюс? (На самолёте, на северных оленях, на ледоколе.) Нам поможет чудо-глобус!
Воспитатель дошкольного образования подводит детей к глобусу.
В. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус? (Модель Земли.) Чтобы нам не заблудиться, нужно отыскать на глобусе Северный полюс. Где же он находится? (В верхней части глобуса.) Правильно. На самой макушке глобуса находится Северный полюс. А вот и наш Умка (на глобусе закреплена фигурка белого медведя). Давайте положим ладошки на глобус, закроем глаза и произнесё м: "Раз, два, три, чудо-глобус нас перенеси!"
Дети закрывают глаза, произносят слова, на экране появляется слайд с изображением вращающегося глобуса. Воспитатель дошкольного образования открывает ширму "Север", на которой размещены 5 снежинок с заданиями на обратной стороне.
В. Ребята, открывайте глаза. Вот мы и на Северном полюсе! (Слышен звук вьюги.) Как воет вьюга?
Артикуляционная гимнастика "Вьюга"
Дети произносят звук [у] громко, тихо, протяжно.
В. Доставайте свои волшебные бинокли, осмотримся по сторонам. Кругом снег, никого не видно. Неужели в царстве снега и льда мы никого не встретим?
Умка (в аудиозаписи). Здравствуйте, ребята! Приятно вас видеть.
В. Здравствуй, Умка. Мы хотим познакомиться с твоими друзьями. Где же они?
Умка (в аудиозаписи). Они спрятались, но если вы выполните задания со снежинок, то обязательно их увидите.
В. (снимает 1-ю снежинку с ширмы). Отгадайте, кто спрятался за сугробами? Загадка для девочек:
Там где холод, снег и лёд,
Этот дикий зверь живёт.
Он большой, пушистый, белый,
А ещё рыбак умелый. (Белый медведь).
А. Хребтюков
Загадка для мальчиков:
Среди льдин рыбёшку ищет.
А пловец — каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош —
Гладкий сильный этот. (морж).
Т. Лаврова
В. Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали.
Игра "Собери из частей"
Дети из частей составляют карточки с изображением белого медведя и моржа.
На экране — слайд с изображением белого медведя.
В. Белый медведь — самый крупный среди хищных зверей Севера. Его густой мех приспособлен к холодному климату, а белая окраска позволяет сливаться со снегом и льдами. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, подошвы тоже покрыты густой шерстью, так что его лапы не мёрзнут. Основная пища белого медведя — рыба и тюлени.
На экране — слайд с изображением моржа.
В. Морж — большой и неуклюжий. У него есть ласты, которые помогают плавать, и клыки (бивни, чтобы забираться на льдины. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. А ещё у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать. Взрослый морж весит как две коровы. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На берегу моржи лежат, тесно прижавшись, чтобы согревать друг к другу. Питаются рыбой и моллюсками.
В. (снимает 2-ю снежинку.) Расскажите, какую пользу приносит северный олень?
Работа по карте-схеме
На магнитной доске прикреплена карта-схема. На подносе лежат карточки с изображением кругов разных цветов. На обратной стороне – изображение (сани, унты, меховая одежда, чум, молоко).
Дети рассматривают схему - схему, называют цвета кругов.
В. Ребята, карточку с кругом какого цвета мы поместим на доску первой? (Карточку синего цвета.)
Воспитатель дошкольного образования предлагает детям взять карточку, перевернуть изображением вверх, прикрепить к доске и рассказать о пользе северного оленя.
- Молоко оленей употребляют в пищу.
- Олени перевозят людей.
- Из шкур оленей шьют одежду.
- Из шкур оленей шьют обувь.
- Шкурами оленей покрывают жилище.
На экране — слайд с изображением северного оленя.
В. У северного оленя густая, мягкая шерсть и особенные копыта. Они широкие, могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Копытами северный олень разгребает снег, чтобы добывать себе в пищу вкусный мох (ягель). Главное украшение северных оленей — большие ветвистые рога. Каждый год олени сменяют старые рога на новые. У оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. А ещё северные олени — путешественники. Они кочуют по тундре, совершая большие переходы. Во главе стада идёт вожак - самый сильный и опытный олень.
В. На Северном полюсе очень холодно, и мы немного замёрзли. Давайте согреемся!
Физкультминутка
Горы снежные, крутые,
(Руки вверх, встать на носочки.)
Дуют ветры ледяные.
(Махать руками.)
Там о лете не слыхали,
(Ладонь прижать к одному уху, затем к другому.)
Там согреешься едва ли.
(Обнять себя руками и попрыгать.)
Он не мал и не велик,
(Руки сводить и разводить в стороны.)
Этот снежный материк.
(Хлопнуть на уровне груди.)
В. (снимает 3-ю снежинку.) Расскажите, чем питаются обитатели холодного континента.
Игра "Хитрые вопросы" (с мячом)
Воспитатель дошкольного образования поочередно бросает детям мяч и просит дать правильный ответ.
- Белые медведи питаются мёдом? (Нет, они питаются рыбой и тюленями.)
- Северные олени питаются мхом? (Да.)
- Моржата пьют молоко? (Да.)
- Взрослые моржи питаются молоком? (Нет, они питаются рыбой и моллюсками.)
- Осенью олени кормятся травами и грибами? (Да.)
- Полярная сова охотится на мелких грызунов? (Да.)
На экране — слайд с изображением полярной совы.
В. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год. Знаете почему? (Ответы детей.) Сова — хищник, питается мелкими грызунами. Она тихо летает и хорошо видит в темноте. Предлагаю и вам, ребята, потренировать глаза.
Гимнастика для глаз "Снежинка"
Мы снежинку увидали,
(Надеть снежинку на резинке на палец.)
Со снежинкой поиграли.
(Выставить руку со снежинкой перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели -
Дети вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Снежинки влево полетели -
Дети влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал.
И на землю опускал.
(Поднимать снежинки и опускать, прослеживать движение взглядом.)
Посмотрите, дети, вниз:
Снежинки наземь улеглись.
(Покружиться и присесть, руки на колени.)
Глазки закрываем,
(Закрыть глаза.)
Глазки отдыхают.
(Встать и снять снежинку.)
В. (снимает 4-ю снежинку.) Умке подарили карточки, но от мороза они заледенели, а ему очень хочется увидеть, что на них изображено. Попробуйте их рассмотреть.
Упражнение на развитие речевого дыхания "Сдуй-ка!"
Детям раздают карточки, изображение на которых скрыто "снежинками" : необходимо принять правильную позу и «очистить» изображение.
В. Что изображено на карточках? (Зимние забавы.) Во что можно играть зимой? (Ответы детей.) Давайте запасём снежков для Умки и его друзей. Чтобы снежки получились красивыми и ровными, давайте подготовим наши пальчики.
Массаж с помощью пластикового шара ("снежка")
Действия выполняются в соответствии с текстом.
Я снежком круги катаю,
Вперёд-назад его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем я прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк —
Он летает между рук.
И. Колесникова (перераб.)
Лепка из искусственного снега
Дети подходят к ширме. На подносах лежит приготовленный заранее искусственный снег (в небольшом контейнере смешать 400 грамм кукурузного крахмала и 150-200 мл детского косметического масла).
В. На что похож снег? (Ответы детей)
Дети лепят "снежки", затем вытирают руки влажными салфетками.
В. Можно ли оставить использованные салфетки на снегу? Почему? (Рассуждения детей).
В. (снимает 5-ю снежинку). Сюрприз!
Умка (в аудиозаписи). Молодцы, все задания выполнили!
Теперь начинается волшебство,
Всех заворожит оно…
А я с вами прощаюсь, до новых встреч!
На экране — слайд с изображением северного сияния. Включают диско-шар - "северное сияние".
В. Северное сияние — это светящиеся частицы воздуха, которые переливаются разными цветами: жёлтым, зелёным, красным. Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь.
Дети любуются "северным сиянием".
В. Под одним из сугробов вас ждет сюрприз от Умки и его друзей. Найдите его. (Дети находят "сюрприз".) Пора возвращаться. Положим ладошки на глобус и произнесё м: "Раз, два, три, чудо-глобус нас перенеси!"
На экране — слайд с изображением вращающегося глобуса.
В. Вот мы и в группе. С какими животными мы познакомились? Что о них вам запомнилось? Какое из заданий на снежинках было сложным? (Ответы детей.)
Помните, что животных в природе остаётся все меньше и меньше. Их нужно беречь и охранять.
ЛИТЕРАТУРА:
Там, где холод и снег // Пралеска. – 2016. – №1. – С. 79-80.
Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инт образования, 2012