Наталья Вострикова
«Стихи Е. Благининой». Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить с творчеством поэта; учить внимательно слушать воспитателя; развивать речь.
Материал. Фломастеры, бумага для рисования - для каждого ребенка.
Примечание. К этому занятию педагог заранее разучивает с детьми скороговорки и несколько стихотворений, автор которых Е. А. Благинина.
Содержание
Воспитатель. Мы с вами много читаем стихов, заучиваем их наизусть. Кто назовет свое любимое стихотворение и скажет, кто его написал? (Ответы.)
Публикация «„Стихи Е, Благининой“, Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Перечислили имена многих поэтов. И Александра Сергеевича Пушкина, и Корнея Ивановича Чуковского, и Самуила Яковлевича Маршака. Но среди них я не услышала имени Елены Александровны Благининой. А мне кажется, что некоторые ее стихотворения, как это:
Мы варили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша,
- То-то горе наше! - вы знаете. Эти стихи помнят, к наверное, и ваши мамы и бабушки. И мы с вами читали - помните, про девочку Аленушку? Кто прочтет?
Ребенок. Тяжела дорога от печки до порога!
Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стола
Тоже очень тяжела.
Топ-топ, топ-топ,
Покачнулась - шлеп!
А сидит не плачет:
Не ушиблась, значит?
Воспитатель. А вы скажите, почему так тяжело дойти Аленушке от печки до порога? (Ответы.) Верно, Аленушка только-только учится ходить, она ведь еще маленькая.
У Елены Александровны очень много книжек, адресованных детям. Среди них и стихи, и сказки, и игры, и считалки, и скороговорки. Знаете, что такое скороговорка? (Ответы.) Да, это стихи, которые надо быстро произносить. Попробуем вторить вместе этот стишок: Простокваши дали Клаше
- Недовольна Клаша:
-Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
- Не хочу я просто каши,
Так - без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Кашу Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела - встала,
Спасибо сказала.
Получается? Попробуем быстрее! Не так-то это просто. (Повторное чтение скороговорки.)
Говорят, Елена Александровна Благинина была очень веселой, собирала гостей, сочиняла в их присутствии, с ходу смешные пословицы и стишки. Сам Корней Иванович Чуковский очень любил ее слушать. А какие удивительные слова встречаются в ее стихах! Вот послушайте (называет имя девочки-чтеца).
Девочка.
Прилетел журавушка
На старые места :
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
Красивое стихотворение? О чем оно? (Ответы.) Все слова вам в этом стихотворении понятны? Кто такой журавушка? (Ответы.) А заводь что означает? (Ответы.) Да, такое тихое озерцо. Скажите, когда прилетают к нам журавли? и откуда? (Ответы.) Совершенно верно, из теплых стран на старое место. Так вот и вернулся журавль на старое место, где все по-прежнему: и ивушка, и водица, и заря ясная.
А как это понять: «весело журавушке: весным-весна»? (Ответы.) Это слово, «весным-весна», придумала Елена Александровна, и оно, наверное, означает, что кругом, куда ни взгляни, весна, все цветет, зеленеет и радуется.
Весным-весну все любят, все радуются, когда она приходит. А зиму вы любите? (Ответы.) А за что? (Ответы.) Да, зимой мы встречаем Новый год, украшаем елку. Любите наряжать елку? развешивать игрушки? (Ответы.) У Елены Александровны есть стихотворение про девочку, которая очень любила разглядывать новогоднюю елку и старалась сделать так, чтобы все игрушки на ней чувствовали себя хорошо. Непонятно? Сейчас узнаете. Стихотворение называется «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».
Слушайте. (Называет имена детей, кто будет читать стихотворение.)
Первая девочка.
Люблю я у елки
Одна посидеть.
Люблю я как следует
Все разглядеть:
Какие игрушки,
Не скучно ли им
Иль кто недоволен
Соседом своим.
Вот рядом с Морозом
Висит стрекоза.
А с волком зубастым,
Смотрите, - коза.
Я думаю, холодно
Тут стрекозе
И очень уж страшно Бедняге-козе.
Воспитатель. Почему стрекозе должно быть холодно? (Ответы.) Конечно, она же летает только жарким летом, и Дед Мороз ее может ненароком застудить. А почему козе страшно рядом с волком? (Ответы.) Все понятно! Он ее вот-вот съест. Что делает девочка дальше?
Вторая девочка.
Я рядом с Морозом
Повешу звезду,
А козочку эту
Сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек
Расцвел золотой,
И солнышко светит.
Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик.
Фарфоровый он.
К нему прикоснешься
Послышится звон.
А вот балерина,
А вот петушок.
С ним рядом - цыпленок,
Как желтый пушок.
Воспитатель. Тут все в порядке, все игрушки мирные: колокольчик, петушок с цыпленком, они друг друга не обидят. Девочка разглядывает елку дальше.
Третья девочка.
А это - хлопушка,
А это - флажок,
А это - пастух,
Он играет в рожок.
Постойте, козу
Я повешу сюда.
Коза и пастух –
Замечательно, да?
Вот шар полосатенький,
Это - медведь.
Вон птичка – она
Собирается петь.
А это - грибочек,
А это - луна,
А это - душистого сена копна.
Четвертая девочка.
Постойте, козу
Я повешу сюда.
Коза у копны –
Замечательно, да?
Но жалобно вдруг
Закричала коза.
Гляжу - из-за сена
Сверкают глаза.
Смеюсь до упаду:
Вот это дела!
Козу-то я к волку
Опять привела!
Я, стало быть, елку
Кругом обошла.
Воспитатель. Вот так! Значит вдоль елки, разглядывала игру, вешала козу все дальше и волка. и в конце концов пришла место, с которого начала. Почему? Да, так всегда бывает, по кругу.
А давайте нарисуем елочную игрушку и повесим на нашу Новогоднюю елку в группе.