Ирина Шиманица
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания у педагогов «Лаборатория счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Лаборатория счастья»
Цель: профилактика эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи:
- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов;
В результате встречи участники:
– смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
Публикация «Занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания у педагогов „Лаборатория счастья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
–освоят методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
– смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим сотрудникам в ситуациях профессионального стресса
Материалы и оборудование: слайды, музыкальное сопровождение частушки минус, видеоролик «Море», бланк с текстом телеграммы, ручки (по количеству участников, карточки с надписями «Мяу», «Гав» (на каждого участника, карточки – рецепты (на каждого участника, ресурсная МАК колода «Все в моих руках», карточки для составления частушек, карандаши, краски, кисточки, листы для рисования дороги жизни, карточки для упражнения «Жил – был педагог», «Мешок хорошего настроения», стеклянный сосуд и цветные камушки (по количеству участников, листы для упражнения «Пять добрых слов», картинки с островами и кораблики для каждого участника.
Ход занятия
Нашу встречу предлагаю начать с шуточного приветствия
1. Ритуал приветствия «Как вам повезло, что сегодня я с вами такая …»
Участникам предлагается рассказать немного о себе со словами «Как вам повезло, что сегодня я с вами такая …».
Затем предлагаю упражнение, которое поможет сразу организовать групповое взаимодействие и настроиться на совместную работу.
2. Упражнение «Телеграмма»
Участники называют 10 прилагательных, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст, в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.
Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на нашу …встречу. Выглядим мы … и …. Но если бы погода сегодня была…., то мы были бы, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего, а именно, здоровья, успехов, … воспитанников».
3. Вступительное слово ведущего
Слайд1 Наше занятие посвящено профилактике эмоционального выгорания. Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Слайд 2 Я хочу вас пригласить посетить «Лабораторию Счастья», в которой мы вместе изготовим из определённых ингредиентов эликсир, который поможет создать оптимистическое настроение, позитивный настрой и улучшит нашу работоспособность. В результате качественной работы над изготовлением препарата возможно будет наблюдаться побочный эффект в виде: улучшения физического и душевного самочувствия, приобретения позитивного настроения, появления уверенности в своих силах.
Ингредиенты нам с вами предстоит сделать. Сейчас каждому из вас я раздам список ингредиентов, а вы попробуйте определить, сколько каждого компонента нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя полной сил. Участникам раздаются заготовки «рецепта» эликсира. Каждый участник для себя отмечает, сколько ему нужно %: улыбки, жизнелюбия, творчества, сотрудничества, отдыха, ярких впечатлений, счастья.
5. Основная часть.
Представьте, что мы и очутились в нашей необычной лаборатории, и каждый из вас сегодня будет ее научным сотрудником, который изобретет для себя свой неповторимый препарат оптимистического настроения и позитивного настроя. Но для начала нам необходимо разделиться на группы.
Упражнение для разбивки на группы «Мяу - гав»
Участником раздаются карточки половина с надписями «Мяу», половина с «Гав». По команде ведущего педагоги должны разделиться на 2 команды «Мяу» и «Гав».
Изготовление ингредиента «Улыбка»
Слайд 3 И первым ингредиентом, который понадобится для нашего оптимистического препарата будет «Улыбка». Улыбка главный атрибут счастья, она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит поддержкой для людей.
Упражнение «Частушки»
Попробуйте придумать частушку, которая оканчивалась бы такими словами: Слайд 4
1. … глаз не открывается;
2. … брови осыпаются;
3. … зуб давно качается;
4. … уши развеваются;
5. … нос не помещается.
Вот пример несложной частушки:
У меня такая шляпа,
Ща все закачаются
Огроменные поля,
Глаз не открывается!
- Как вы считаете, мы добыли с вами первый ингредиент?
Атмосфера в зале от ваших улыбок стала светлее и теплее вокруг. Хотелось бы, чтобы улыбок становилось все больше и больше. А для этого необходимо свои улыбки дарить окружающим. Подарив ее одному человеку, мы сделаем день лучше. Мир станет ярче и светлее, если в нём будет много улыбок.
Изготовление ингредиента «Жизнелюбие»
Слайд 5 Но мы не расслабляемся и отправляемся дальше за следующим составляющим «Жизнелюбие».
а) Упражнение «Жизнь как дорога»
Предлагаем представить и нарисовать вашу дорогу жизни. Подумайте, откуда этот путь будет начинаться, куда он будет идти. Что будет находиться по его обочинам, что останется позади.
Интерпретация: педагоги-психологи анализируют, как выглядит путь: вымощен ли он кирпичом, заасфальтирован, либо является обычной просёлочной дорогой. Думают над тем, каков этот путь, встречались ли рытвины, ямы, ухабы или дорога была гладкой? Затем предлагается оценить свою удовлетворённость дорогой, понять, есть ли необходимость в её замене на другую? Еще предлагается продумать варианты улучшения существующего пути (добавить зелени, новых людей, другие объекты).
б) Упражнение «Жила-была педагог-психолог…».
Слайд 6 Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.
1. По утрам она просыпалась и думала …
2. Собираясь на работу, она …
3. Весь рабочий день она мечтала …
4. Придя домой, она …
5. Засыпая, она думала …
Интерпретация: Это проективная методика, когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем возможностью мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость и позитив. Вот мы и получили капельку жизнелюбия.
Изготовление ингредиента «Творчество»
Слайд 7 Следующий компонент нашего препарата – «Творчество». Ведь ко всему необходимо находить креативный подход.
Творчество и воображение отвлекает человека от плохих мыслей, помогает ему обрести себя, познать мир.
Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…»
Цель: развитие воображения
Инструкция: В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы…», именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица…», «Кабы не было зимы, в городах и селах…», «Если б мишки были пчелами…», «Если б я был султан…» Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали на всю катушку, предлагаю сейчас немного подурачиться и поиграть в «Если бы…» Слайд 8
• Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
• Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
• Если бы все люди стали бессмертными, то…
• Если бы у вас был клон, который бы выполнял все ваши команды, то…
• Если бы я могла летать…
• Если бы я понимала язык животных и растений…
• Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
• Если бы у меня была волшебная палочка… .
• Если бы пропало слово «если»…
Творчество неотделимо от нашей повседневной жизни, мы постоянно находимся в процессе творчества. Будь это сочинение стихов, рисование картин, игра на музыкальном инструменте или просто перестановка мебели, написание реферата, приготовление обеда, выбор прически и платья, строительство дома – все это в той или иной степени будет иметь творческую составляющую. Мы с вами добыли следующий компонент – творчество.
Изготовление ингредиента «Отдых»
Слайд 9 Дорогие друзья, нам с вами необходимо немного отдохнуть, а отдых один из главных ингредиентов нашего эликсира. Ведь в нашем нелегком труде необходимо уметь переключаться. Вашему вниманию предлагается видеоролик.
Слайд 10 Видеоролик «Море»
Мы все немного отдохнули и добыли следующий ингредиент – отдых.
Слайд 11 Изготовление ингредиента «Приятные впечатления»
- Иногда достаточно окружить себя приятными вещами, чтобы жизнь стала такой же приятной. Наша жизнь состоит из мелочей, и счастье строится тоже из мелочей. Мы же говорим: «Мелочь, а приятно!» А представляете, что будет, когда приятных мелочей станет много? Это и будет счастье! Мы приготовили для вас небольшой сюрприз.
Сюрпризный момент «Мешок хорошего настроения» (внутри конфеты с прикреплёнными к ним шуточными добрыми пожеланиями или комплиментами)
Мы надеемся, что сюрприз удался и подарил вам положительные эмоции.
Слайд 12 Изготовление ингредиента «Счастье»
- Каждый наш день наполнен разными событиями, и одни нам нравятся, а другие – нет. Как ни странно, мы почему-то запоминаем именно «плохие» события, а хорошие нет, потому что они нам кажутся в порядке вещей. В результате наше счастье очень омрачено! Вы со мной согласны? А счастье возникает как бы само собой, как чудесный подарок. Поэтому человеку нужно вовремя открыться, чтобы почувствовать себя счастливым. Иногда доброе слово, сказанное в наш адрес, может сделать нас чуточку счастливее. Предлагаю вам выполнить упражнение «Пять добрых слов»
Упражнение «Пять добрых слов»
Участники разбиваются на группы по 5 человек. Каждый из них должен обвести свою руку на листе бумаги, на ладошке написать своё имя, передать свой лист соседу справа, а сам получить рисунок от соседа слева.
Инструкция: В одном из пальцев, полученного чужого рисунка, вы пишите какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество её обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернётся к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунок и знакомится с комплиментами.
Вопросы участникам: Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей руке? Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Упражнение «Сосуд счастья или для меня счастье это…»
Сейчас я предлагаю высказать свои представления о счастье с помощью этих кристаллов, таким образом, помещая их в этот стеклянный сосуд мы соберем этот «сосуд счастья». (Отметить красоту этого сосуда, его разноцветье, что его внешнюю красоту создает наполнение, т. е. внутренняя составляющая. И наши представления разнообразны настолько насколько разнообразны мы, наши ценности и предпочтения). После того, как сосуд будет наполнен, педагог-психолог говорит: «Посмотрите, как много разных вариантов мы услышали. Действительно, счастье у каждого свое, оно многогранно и неповторимо», главное верить в себя и то, что все получится.
Вот мы с вами добыли и следующий ингредиент – счастье.
Все ингредиенты собраны, наш эликсир готов. Надеюсь, что каждый из его компонентов будет помогать вам справляться с трудностями, находить в себе силы для того, чтобы двигаться вперёд.
Подведение итогов занятия
Предлагается ресурсная МАК колода «Все в моих руках» с тем, чтобы каждый участник, вытянув карту, продолжил предложение: «Справиться с эмоциональным выгоранием мне поможет…» Участники по кругу высказывают своё мнение о встрече.
Рефлексия «Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Воодушевления, о. Удовольствия, Бермудский треугольник. Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику предлагается отметить свое состояние в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия (можно использовать кнопки, клейкие стикеры). Например: «Мое состояние характеризуется удовлетворением, положительными эмоциями. Я расположу свою лодку, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Воодушевления.
Ритуал прощания
Завершение чего-либо: встречи, дела, цикла, процесса – это особое искусство. Красивое завершение начинается с благодарности за все, что было получено, и за то, от чего удалось освободиться. Пусть завершение всех дел и процессов станет красивым! Мы сегодня с вами плодотворно поработали, давайте поаплодируем друг другу. Спасибо всем за сотрудничество.