Людмила Ермишина
Занятие с педагогами по знакомству со способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с педагогами по знакомству со способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции
Подготовила: педагог-психолог МДОУ
Сараевский детский сад №1
Ермишина Л. И.
Цель: Создание благоприятных условий для работы.
Задачи: 1. Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов.
2. Познакомить педагогов с эффективными и быстрыми способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.
Приветствие. Упражнение «Приветствие»
Публикация «Занятие с педагогами по знакомству со способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Здравствуйте! Сегодня мы с вами познакомимся с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.
1. Упражнение «Приветствие»
Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя, мне приятно тебе сказать…»
А сейчас познакомимся с несколькими способами саморегуляции и самовоздействия.
1. Способы связанные с управлением дыхания.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т. е. релаксации.
а) Управление дыханием.
Сидя или стоя постарайтесь расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие 4 счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
б) техника дыхания «Пушинка».
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
2. Способы, связанные с управлением тонуса мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц.
а) упражнение на расслабление различных групп мышц.
Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (рот, губы, челюсти, шея, залыток, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц, делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение – производите это на выдохе; сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы).
б) Упражнение «Сосуд с жидкостью».
Примите удобную позу. Закройте глаза и начинайте представлять себе, что в ваши пятки через подощвы ног начинает поступать поток теплой вязкой жидкости золотистого цвета. Ваше тело – пустой сосуд, в который с приятными для вас ощущениями тепла и тяжести заливается извне эта жидкость. Эти представления должны сопровождаться реальными ощущениями тепла и тяжести. Мышцы при этом становятся вялыми и расслабленными.
в) Упражнение «Волна расслабления»
Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.
3. Способы, связанные с воздействием слова.
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»).
а) Самоприказы - это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!»-это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с людьми. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
б) Самопрограммирование.
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах а аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
-Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
-Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня» :
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
Мысленно повторите текст несколько раз.
в) Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, -одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
4. Способы активизации ресурсного состояния.
Находясь в ресурсном состоянии, вы можете гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и здоровье, и здоровье окружающих. Для этого предлагается упражнение, которое приведет нас в состояние умиротворения, поможет нам активизировать ваши ресурсы.
«Упражнение поплавок».
Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море – ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы – поплавок- наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни и вышли победителем. Представьте себе последующие ураганы вашей жизни, и из них вы тоже выйдете победителем, непотапляемым поплавком.
5. Рефлексия занятия «Свободный отчет».
Участники продолжают фразы:
-я благодарен занятию….
-я благодарен ведущему….
-я благодарен группе….
-я благодарен себе…