Слизова Кристина
Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов».
Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т. д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
Публикация «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
Все приемы мышечной релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. С этой целью используют чередование мышечного напряжения и расслабления. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. При выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание на то, как приятно состояние напряженности, покоя и т. п. Фиксируя внимание на расслабление по контрасту с напряжением, тем самым обучаемся более полному расслаблению. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Упражнение "Комплимент"
По сигналу педагоги по очереди говорят комплимент педагогу, стоящему справа. Комплименты не должны повторяться. Произносится комплимент с улыбкой, надо смотреть в глаза человеку, которому он предназначается.
Упражнение на расслабление мышц лица
Упражнение «Солнечный зайчик»
Педагог. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Упражнения на расслабления мышц рук
Олени
Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхают (см. «Поза покоя»). Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
(Легким движением пальцев провести по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев).
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Упражнения на расслабление мышц ног
Пружинки
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
(приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу).
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
(Упражнение повторяется три раза).
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
– Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Загораем
Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…держим…Ноги напряглись! (Проверить у каждого напряжение мышц ног). Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились. Как хорошо, приятно стало, ноги не напряжены. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…Держим…Напрягаем…
Загорели! Опускаем!
(Ноги резко опустили на пол).
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса
Штанга
Будем заниматься спортом. Встаньте! Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь и возьмите ее. Сожмите свои кулачки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Ох, как тяжело! Поддержали штангу… Устали ручки, бросаем штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
(Наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем…
(Распрямиться).
Крепко держим…
(Обратить внимание на напряжение мышц плеча и предплечья и последующее расслабление).
И бросаем!
(Упражнение повторить три раза).
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Кораблик
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.
Снова руки на колени,
А теперь – немного лени…
Напряженье улетело –
И расслабленно все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Упражнение «Дыши и думай красиво»
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
мысленно
скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я спокоен» – выдохни.
Ты действительно успокоишься».
Упражнение «Ковер-самолет»
Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите.
И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду.
Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше.
Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.
Надеюсь, что прогулка вам понравилась.
Подведение итогов.