Клевцова
Занятие с детьми старшей группы по развитию речи «Сравнение диких и домашних животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми старшей группы по развитию речи
«Сравнение диких и домашних животных»
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Публикация «Занятие с детьми старшей группы по развитию речи „Сравнение диких и домашних животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Материал: схемы, иллюстрации животных.
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о диких и домашних животных и сравним их. Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся человек. Ребята, какое животное человек приручил первым?
Ребенок: Первым человек приручил волка.
Воспитатель: Правильно, первым домашним животным стал волк, а сегодня это собака. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, помогала пасти животных. Ребята, каких домашних животных собака помогала пасти.
Ребенок: Собака помогала человеку пасти коз.
Ребенок: Собака помогала человеку пасти овец.
Ребенок: Собака помогала человеку пасти коров.
Воспитатель: Ребята, каких ещё животных приручил человек?
Ребенок: Человек приручил кролика.
Ребенок: Человек приручил кошку.
Ребенок: Человек приручил свинью.
Ребенок: Человек приручил лошадь.
Воспитатель: У всех домашних животных в дикой природе остались братья и сестры. Давайте поиграем в игру, вы будете называть домашнее животное, а я его дикого предка.
Ребенок: У человека дома живет кошка
Воспитатель: В лесу живет предок кошки – рысь.
Ребенок: Человек одомашнил кролика,
Воспитатель: У кролика – предок заяц.
Ребенок: Рядом с человеком живет свинья
Воспитатель: Предок свиньи - кабан.
Ребенок: Человек одомашнил корову
Воспитатель: В лесу живет предок коровы – тур. Молодцы ребята. Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими.
(Воспитатель выставляет перед детьми схему №1)
Воспитатель: Ребята посмотрите на эту схему и скажите, где живут домашние животные, а где дикие?
Ребенок: Домашние животные живут рядом с домом, а дикие в лесу.
Воспитатель: Правильно, для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человеком. Жилье любого животного – домашнего, и дикого носит свое название.
(Воспитатель выставляет схему №2 и поясняет ее)
Воспитатель: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Почему я написала букву «Ж» в доме?
Ребенок: Потому, что слово «животное» начинается со звука «ж», мы его обозначаем буквой «Ж».
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются жилище некоторых животных? Я буду называть животное, а вы его жилище. Где живет собака.
Ребенок: Собака живет в будке.
Воспитатель: Жилище волка
Ребенок: Жилище волка - логово.
Воспитатель: Жилище белки.
Ребенок: Жилище белки - дупло.
Воспитатель: Где живет медведь
Ребенок: Медведь живет в берлоге.
Физминутка
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(дети машут руками, словно работают лыжными палками).
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
(вращение туловища вправо и влево).
По опушки зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
(прыжки).
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
(дети садятся на стулья).
Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядят животные.
(воспитатель выставляет схему, обозначающую цвет.)
Воспитатель: Назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белого цвета, серого цвета.
Ребенок: Дикое животное оранжевого цвета – лиса. (Белка). Белого цвета домашнее животное – кролик. (Коза). Волк - дикое животное серого цвета.
Воспитатель: Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?
Ребенок: Цвет шерсти чаще меняют дикие животные. Так они приспосабливаются к разны условиям жизни.
Воспитатель: У каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, и от того, где это животное живет. Животные различаются не только тем, где они живут и цветом, но и размером. Эта схема подскажет вам величину животного : крупное, среднее, мелкое. (Выставляется схема с изображением предметов соответствующих размеров)
Воспитатель: Ребята назовите крупное животное.
Ребенок: Крупное дикое животное – слон.
Воспитатель: Ребята назовите животное среднего размера.
Ребенок: Животное среднего размера – лошадь.
Воспитатель: Назовите животное маленького размера.
Ребенок: Животное маленького размера – мышка.
(Далее выставляется схема №3 несуществующего животного)
Воспитатель: Посмотрите на эту схему, какая она занятая. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Как вы думаете кто это? Я поясню ее. У всех животных есть основные части : голова, туловище, лапы или копыта, хвост. Ребята подумайте и скажите, какие части своего тела животные используют для защиты от врагов?
Ребенок: Для защиты от врагов некоторые животные используют – рога. (копыта, острые зубы, когти, хвост, иголки).
Воспитатель: Правильно ребята для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти, иголки. А так же для животного очень важно, чем покрыто его тело. Как вы думаете почему?
Ребенок: Для животного очень важно чтобы его тело было покрыто мехом, чтобы не замерзнуть когда холодно.
Воспитатель: Правильно чтобы не замерзнуть в холодное время года и чтобы не перегреться в жару. Ребята давайте поговорим о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой?
Ребенок: Без пищи зимой может обходиться медведь, потому что он зимой спит. А так же зимой спят барсук и еж.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, изменяется ли еда у животных в разные времена года. Как?
Ребенок: У коровы еда меняется со свежей травы на сено. У зайца еда изменяется со свежей травы, листьев на веточки и кору деревьев.
(далее выставляется схема №4)
Воспитатель: Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы считаете, что дают человеку домашние животные?
Ребенок: Домашние животные дают человеку шерсть и молоко, мясо.
Воспитатель: А что дают человеку дикие животные?
Ребенок: Дикие животные дают человеку теплый мех, мясо.
Воспитатель: Сейчас двое из вас будут, каким либо животным и расскажут о себе при помощи схем. Рома будет диким животным, а Денис домашним животным.
(Двое ребят выходят и берут карточку и составляют рассказ об этих животных по схемам. На одной карточке – волк, на другой – собака.)
Воспитатель: А сейчас отгадайте мои загадки:
1. Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге (Медведь)
2. Летом серый, а зимой белый? (Заяц)
3. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, кур в деревне крадет. (Лиса)
4. Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
5. Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
6. Кто ни в жару, ни в стужу. Не снимает шубу. (Баран)
7. Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышка)
8. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осёл)
Воспитатель: Ребята послушайте рассказ:
«Однажды домашние животные задумались. «Что это мы все с человеком и с человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть, то, что тебе хочется. Хотим стать свободными, дикими и жить в зимнем лесу! «Там так красиво!», - вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает» -говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила!» - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животными стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.
Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье»
(воспитатель предлагает ребятам составить творческий рассказ на заданную тему о быке и лисе)
Воспитатель: (Выслушав рассказы, подводит итог) : Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя корм, защищаться от врагов и природных условий.
Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они бояться человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни) не совпадает с образом жизни человека.
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Ребенок: Сегодня на занятии мы рассказывали о животных, сравнивали их, используя схемы, играли.
Воспитатель: Саша, что тебе больше всего понравилось?