Александра Фадеева
Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данная методическая разработка представлена в виде конспекта, который содержит в себе упражнения направленные на обнаружение связи ребенка с его семьей.
Представленный конспект может использоваться педагогами-психологами образовательных учреждений, социальными психологами.
Актуальность
Публикация «Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему „Моя семья“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родителями и родственниками являются эмоциональной средой для личностного, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Семья и ее образ осознанно или неосознанно храниться в памяти человека и зачастую влияет на разные стороны жизни [1,2]. Одна из которой рассматривается в данном конспекте – это связь ребенка со своей семьей, то есть насколько ребенок привязан к своей семье, какая эмоциональная связь возникает между ребенком и членами его семьи, какое место ребенок занимает в своей семье. В случае нарушения связи ребенка с его семьей, у ребенка формируется негативный образ себя, который может служить «базой» для развития различных психологических трудностей (тревожность, агрессия, страхи, неврозы и др.). Поэтому, так важно специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста видеть особенности взаимосвязи ребенка с семьей, для дальнейшего оказания помощи ребенку в его личностном, эмоциональном, когнитивном развитии.
Основная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция областей при реализации конспекта: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Форма деятельности: Совместная деятельность.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Программные задачи:
1. Формирование представления о своей принадлежности к семье;
2. Формирование представления ребенка о членах своей семьи;
3. Формирование представлений о взаимоотношениях членов семьи;
4. Воспитание бережного отношения к своей семье.
Форма проведения: Творческая.
Материалы и оборудование: листы А4 на каждого участника, простые карандаши на каждого участника, фигуры квадрата, круга, треугольника разного цвета и размера, клей на каждого участника.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: Детям предлагается самостоятельно создать свое родовое дерево, используя простой карандаш для рисования ствола и веток дерева, используя различные фигуры разного цвета и размера, которые нужно приклеить на дерево.
Методические приемы: Беседа, рассматривание.
Практические материалы:
Ход занятия
I. Приветствие
Упражнение «Здравствуй»
Психолог здоровается с каждым ребенок, кладя свои ладошки на ладоши ребенка, и произносит: «Здравствуй (имя ребенка….).
II. Разминка
Упражнение «Стряхни»
- Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от напряжения и неприятных чувств.
- Встаньте, так чтобы вокруг вас было достаточно места, пи начните отряхивать ладони, локти, плечи. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер, а затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно звучит вас голос, когда трясется вас рот. Все плохое и неприятное уходит от вас, вы становитесь бодрее и веселее.
III. Основная часть
Упражнение «Закончи предложение»
Дети стоят в кругу. Педагог-психолог предлагает каждому ребенку по очереди закончить фразу «Моя семья…»
Терапевтическая игра «Родовое дерево»
Инструкция: возьмите лист бумаги А4, простой карандаш проведите вертикальную линию в центре листа, представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и симметрично нарисуйте на нем три уровня ветвей. Выберите фигуру, которая похожа на вас и расположите ее на дереве, туда куда хотите. Выберите фигуры которые похожи на ваших родителей (маму и папу) и расположите их на своем дереве. Если у кого-то из вас есть братья и сестра, выберите для каждого фигуры, на которые они похожи и расположите на дереве. Выберите фигуры, которые похожи на ваших бабушку и дедушку и расположите их на своем дереве.
В процессе данной игры, педагог - психолог наблюдает за процессом создания родового дерева каждым ребенком. Если у педагога - психолога возникают вопросы, он их задает, но не настаивает на получении ответа.
Вопросы:
1. Как ты себя чувствуешь на этом месте, на дереве?
2. Тебя устраивает, что все члены твоей семьи расположены именно так, или ты бы хотел, чтобы они располагались по-другому?
3. Тебе комфортно находится на дереве рядом (имя члена семьи?
4. Что делают все члены семьи на твоем дереве?
5. Хочешь ли ты сказать кому-то из членов твоей семьи слова благодарности?
IV. Прощание
Упражнение «Передай тепло» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
- Давайте, скажем, друг другу «СПАСИБО» что каждый из нас сегодня присутствовал здесь, был с нами. Дети по очереди называют имя ребенка, произнося: «Спасибо» (имя ребенка, что сегодня был с нами, радовал нас своим присутствием. После слов благодарности, дети дарят друг другу тепло (каждый ребенок нажимает слегка на ладонь другого своей ладонью).
Анализ результатов проведенной работы, практическая значимость: В ходе занятия «Моя семья» были поставлены следующие задачи:
1. Формирование представления о своей принадлежности к семье;
2. Формирование представления ребенка о членах своей семьи;
3. Формирование представлений о взаимоотношениях членов семьи;
4. Воспитание бережного отношения к своей семье.
В процессе беседы с каждым ребенком, выявлено, что у большинства детей сформировано представление о членах своей семьи, сформировано представление о своей принадлежности к семье. Также в процессе беседы и рассматривания родовых деревьев детей, выявлено, что все дети любят членов своей семьи, но выразить любовь многие не могут, из-за сложных взаимоотношений с членами семьи, или же выражают свою любовь негативно, в виде конфликтного поведения, для того, чтобы хоть один член семьи заметил ребенка. Также замечено, что дети приклеивали далеко от себя и от остальных значимых членов семьи, того члена семьи, с которым, у него сложные взаимоотношения. Некоторые дети объясняли, почему они расположили так своего члена семьи, а некоторые не могли объяснить.
Список используемой литературы:
1. Гимаева Р. М. Влияние детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15216.htm.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.