Светлана Бродская
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений «Поможем Монстрику подружиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем Монстрику подружиться
Бродская Светлана Флюсовна
педагог-психолог МБДОУ № 272 Удмуртская республика, г. Ижевск
Занятие педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений.
Тема: «Поможем Монстрику подружиться»
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений „Поможем Монстрику подружиться“» размещена в разделах
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива, формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «Друг», «Дружба».
2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
4. Познакомить детей с правилами дружбы.
5. Развивать коммуникативные навыки и умения.
6. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Материалы: ноутбук, разрезанная картинка с изображением грустного Монстрика, бумажные стаканчики, ленты, наклейка (туловище, глаза, нос, рот, наклейка Монстрик, полоски из цветной бумаги в форме радуги, фломастеры.
Ход занятия
Приветствие
Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу им поделиться с Вами, подарить вам свою улыбку. Предлагаю Вам сделать то же самое и обменяться друг с другом улыбками и поприветствовать друг друга нашей любимой игрой «Здравствуй, друг!»
Игра в парах: "Здравствуй, друг!"
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца) Ты пришел! (разводят руки в сторону) Хорошо! (обнимаются)
Психолог: Ребята, сегодня утром, собираясь на работу, просматривая письма, пришедшие на мой электронный адрес, я увидела одно интересное видеосообщение. Его прислал мне Монстрик Раф из его родного города Монстрфилла. Хотите, посмотреть?
На экране ноутбука видеообращение Монстрика к детям.
Монстрик Раф : - Здравствуйте, дорогие дети. Меня зовут Раф, я живу в городе Монстрифилл. Я увидел в интернете, что ребята из детского сада № 272 очень умные, веселые, а главное, дружные и к тому же, мне сказали, что ребята знают множество игр с бумажными стаканчиками и даже устраивали выставку поделок из них.
А я разозлился и со всеми поссорился, никто не хочет со мной дружить, и сейчас у меня совсем нет друзей, я очень одинок и мне грустно. Помогите мне пожалуйста, расскажите про свои игры, научите дружить, помириться, и найти новых друзей-монстриков.
Психолог: Ребята, вот такое видеописьмо я получила и конечно же сразу подумала о вас, о самых дружных и веселых ребятах. Предлагаю всем вместе помочь Монстрику. Согласны?
Психолог: У меня есть фотография Монстрика Рафа, но он так торопился, что споткнулся по дороге в своем городе, и его настроение рассыпалось на кусочки. (Пазл из разрезных частей с грустной эмоцией). Давайте соберем кусочки фото и узнаем какое же настроение у Монстрика Рафа.
Психолог: Как Вы думаете, какое настроение у Рафа, как догадались? - А бывает у вас грустное настроение?
- Когда это случается?
- Что может поднять вам настроение?
Сейчас я подключу камеру и мы с вами будем в прямом эфире, чтобы Раф мог нас видеть. Я думаю, настроение Рафа улучшится, если мы с вами научим его играм, в которые умеем играть, расскажем ему про то, как мы умеем дружить, кто такие друзья, и он сможет снова подружиться со своими Монстриками.
И я предлагаю вам поиграть в игру «Моё настроение» (психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать выражение лица, когда вы: (психолог прости детей не только изобразить эмоцию, но и назвать ее)
— Съели шоколад.
— Попробовали лимон.
— Увидели друга.
— Мама огорчена.
— Друг подарил вам подарок.
— Вас наказали.
— Вы с друзьями играете на прогулке.
— Когда друг вам улыбнулся.
Психолог: Молодцы! Видите, какие радостные лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.
Беседа с детьми.
Как вы думаете, что такое дружба? Есть ли у вас друзья?
Дети: ответы.
Психолог: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба – это когда, умеешь без крика и ссор договариваться, делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу, уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.
Предлагаю Вам поиграть в игру «Склеелись».
Психолог: Давайте разделимся на пары, склеемся теми частями тела, которые я назову и выполним задание. Дети делятся на пары, склеенную часть тела обвязываю лентой.
- «Склеелись ручками» играем в игру «Рыбалка» (из бумажных стаканчиков сделаны поделки - киты, осьминоги, рыбы, акулы, дети с помощью самодельных удочек (палочки с веревочкой и крючками) ловят вместе одной рукой, которой склеелись).
- «Склеелись животиками» - собираем башню из стаканчиков перед собой.
- «Склеелись ножками» - переступаем через бумажные стаканчики, расставленные дорожкой.
Психолог: - Какие вы молодцы, я думаю Рафу очень понравится эта игра.
- Ребята, но иногда бывает и так, что друзья ссорятся. Бывало у вас такое?
- Из-за чего возникают ссоры?
Дети: из-за игрушек, кто-то не поделился, не уступил, обзывается, дерется.
Психолог: - В дружбе, как и в игре, тоже есть правила. Предлагаю вам вспомнить о них и рассказать Монстрику, чтобы он тоже знал их и старался соблюдать, чтобы не ссориться с друзьями. Какие правила Дружбы вы знаете?
(разрезанная по цветам радуга) каждый цвет приклеиваем на шаблон радуги и обсуждаем правила. Есть 7 радужных правил, которые связаны с цветами радуги.
7 секретов дружеских отношений, нарисованных цветами радуги:
1. Умей прощать и умей просить прощение (красный). Если сделал, что-то плохое по отношению к другу, признай это и извинись, не держи обиду и прости.
2. Умей делиться с другом (оранжевый)– и тогда все вокруг тоже будут делиться с тобой.
3. Помогай другим (желтый) если умеешь что-то делать – помоги другу, научи его этому. Если друг в беде – поспеши на помощь.
4. Будь честным, не обманывай (зеленый).
5. Не обижай друга понапрасну, не ссорься с друзьями, не «задирай» нос, не веди споры (голубой) .
6. Умей хранить чужие секреты (синий).
7. Чаще улыбайся, дари другу радость (фиолетовый) улыбка делает светлым все вокруг: людей, природу, нашу жизнь.
Психолог: - Ребята, какое правило Вам запомнилось больше всего? Возьмите цвет, который оно олицетворяет и обведите им свою ладошку. Давайте мы эту радугу Дружбы подарим Монстрику Рафу (дети берут фломастеры и обводят свою ладошку, закрепляя правила дружбы).
Психолог: - А сейчас я буду называть поступки людей. Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – стучите бумажным стаканчиком по столу.
Игра «Хорошо — плохо». - ( Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
Психолог: Что Вы чувствуете, когда вам удается помириться со своим другом?
Какие способы примирения вы знаете? Давайте вспомним.
Дети: мирилки мизинчиками, улыбка.
Ритмическая разминка – «Мирилка» с бумажными стаканчиками.
А я знаю одну «Мирилку» и хочу вам ее рассказать. Мне кажется, Рафу она тоже понравится и наверняка пригодится.
У каждого ребенка, сидящего за столом есть бумажный стаканчик.
Психолог: Я, Ты, вместе Мы – молодцы! (прохлопывается ритм и идет передача стаканчиков по кругу.)
Психолог: Ребята, иногда очень сложно в одиночку справится с трудностями и навстречу приходят друзья. Предлагаю сейчас решить одну трудную задачу сообща. Здесь бумажные стаканчики и резинка с привязанными на ней веревочками, нам нужно перенести все стаканчики со одного стола на другой и потом построить из них башню. Справимся?
Психолог: Ребята, мне снова на почту пришло сообщение от Монстрика Рафа. Он сообщает, что понял, что такое дружба и как нужно ею дорожить, и хочет познакомить нас со своей семьей и друзьями и станцевать вместе с нами.
Танцевальный флешмоб на экране ноутбука.
Психолог: Ну что ж, ребята, как замечательно, что мы помогли Рафу, научили правилам дружбы, подняли ему настроение и надеюсь, он больше не станет ссориться с друзьями. Семья Рафа хочет пригласить нас в гости. Каждый из вас может сделать своего Монстрика из бумажных стаканчиков, сфотографировать и послать их в Монстрифилл. (На столе белые бумажные стаканчики, наклейки - глаза, рот, нос будущих монстриков, под музыкальное сопровождение «Ты и я – мы с тобой друзья» из мультфильма Барбоскины дети клеят части будущего Монстрика).
Психолог: Какие вы молодцы, я горжусь вами ребята. Вы знаете, что такое дружба, как постараться сохранить ее, не обидев друга. А если и случится ссора, то знаете правила примирения. И в заключении, давайте возьмемся все за руки, я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да-да-да» или «Нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить? Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить? Да-да-да!
Мы научились играть? Да-да-да!
Другу будем помогать? Да-да-да!
Друга нужно разозлить? Нет-нет-нет!
А улыбку подарить? Да-да-да!
Друга стоит обижать? Нет-нет-нет!
Ну а споры разрешать? Да-да-да!
Чай с друзьями будем пить? Да-да-да!
Будем крепко мы дружить? Да-да-да!
Обратная связь.
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вы чувствовали, когда вместе сообща выполняли разные задания?
- Что помогало Вам выполнять задания?
- Что можно посоветовать сделать тому, кто грустит или сердится?
- С каким настроением вы возвращаетесь в группу?